WWW.ХХС.RU \ БИБЛИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ \ Диакон Андрей Кураев. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ: ЗА И ПРОТИВ \ ВТОРОЙ АРГУМЕНТ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_БИБЛИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ_
ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ 12345678 ТРЕТИЙ АРГУМЕНТ


Диакон Андрей Кураев
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ: ЗА И ПРОТИВ
ВТОРОЙ АРГУМЕНТ

Второй аргумент обращает в ничто первый. Если первый говорит, что Храм был столь гениален, что немыслимо его воссоздать - то второй заявляет, что Храм был настолько бездарен, что воссоздавать его просто и не стоит, а надо на обнажившемся месте просто дать развернуться бригаде Марков Шагалов.
Журнал "Столица" в лучших традициях фрейдистского поношения всех инородных святынь назвал Храм "трупом" а затем еще и, простите, "говном". Это уже вполне в стиле Бориса Парамонова, поясняющего по радио "Свобода", что патриотизм - это "почвенничество", а почва - это "гумус", а "гумус" - это "навоз", а "навоз" - это и есть то самое. После таких построений Борис Парамонов считает доказанным, что патриотизм - это следствие элементарной "инфантильности" и зацикленности психического и сексуального развития на "анальной стадии". Человек, задержавшийся на столь ранней стадии развития, боится реальной жизни, боится ответственности и свободы, а потому мечтает о покойном бытии в утробе матери, которая кажется ему раем. Отсюда рождается мифологема "Родины-матери", и, таким образом, становится понятно, что патриотизм - это боязнь жизни, а, значит "некрофилия". Вот вам и "кадавр".
Передачи Парамонова назывались "Русская идея", и как видно, его "психоанализ русской идеи" имеет успех в русскоязычной "интеллигенции".
Но почему же русские должны вслед за парамоновыми гадить на собственную святыню? Кстати, израильские юноши, погибающие в стычках с арабами за землю, которую они считают своей святыней - тоже "некрофилы"?
Что же касается красоты и гармоничности пропорций тоновского Храма - то, с одной стороны, "на вкус и цвет товарищей нет", а с другой - чужая святыня всегда кажется странной и лишней. Так что при анализе мнений о художественном и духовном достоинстве Храма нелишне поинтересоваться: а кто, собственно, говорит-то? Храм строился православными и восстанавливается ради них же - так что им в конце концов и решать: будут они молиться в таком храме или нет. Им - а не циникам из столичных редакций.
Люди же, в течение десятилетий бережно хранившие фотокарточки разбитого Храма уже решили для себя этот вопрос. И те люди, что несколько лет приходили на молебны к "Бассейну Москва" для чтения акафистов Державной Божией Матери - тоже сделали свой выбор. Я сам в годы учебы в загорской семинарии нередко водил группы экскурсантов и паломников по академическому музею. Там есть небольшой макет Храма Христа Спасителя и несколько его фотографий. Я видел реакцию сотен людей, впервые в своей жизни получивших возможность взглянуть на Храм, о котором доселе они лишь что-то слышали. И никто не называл его "уродливым" или "бесталанным".

Третий аргумент

ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ 12345678 ТРЕТИЙ АРГУМЕНТ