Федеральное государственное унитарное предприятие
«Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости»


Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости»
www.rosinv.ru Новости
О предприятии
Новости
Нормативные документы
Вакансии
Архив новостей
Карта сайта
Информация с регламентированным доступом
Почтовый адрес:
107113, г. Москва,
ул. Сокольнический
Вал, д. 1/2
Телефон: (095) 940-54-01
Факс: (095) 603-08-13
E-mail: mail@rosinv.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100
Новости за Август 2005 года
2005.08.15

Интервью А.Н.Климова газете "Коммерсант"



Приложение к газете "Коммерсантъ" №148(3232) от 11.08.05


"Мы начнем заниматься жилыми помещениями"
// Конкурент БТИ о сложностях работы в регионах

Фото: ИЛЬЯ ПИТАЛЕВ / Коммерсантъ



БТИ федерального подчинения, филиалы ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" – первые конкуренты городских БТИ. О том, как они будут выстраивать свою деятельность, корреспонденту "Ъ-Дома" НАТАЛИИ КРОЛ рассказал и. о. генерального директора ФГУПа АЛЕКСЕЙ КЛИМОВ.
– У московских инвентаризаторов появился конкурент в лице вашего ФГУПа. Какую часть рынка вы будете делить в столице?
– В Москве открыт один филиал ФГУПа с двумя отделениями. Пока мы оказываем услуги только на рынке нежилых помещений. Но в течение года собираемся открыть целую сеть фронт-офисов, их будет более десяти. Планируется, что со временем мы начнем заниматься и жилыми помещениями.
– А в других регионах?
– Недавно был назначен директор филиала ФГУПа Московской области. Там филиал будет оказывать услуги и в сфере жилья, и нежилых объектов.
– Каким образом осуществляется обмен информацией с Московским БТИ?
– Мы подписали соглашение с нашими московскими коллегами. Согласно этому соглашению, МосгорБТИ является держателем единого информационного реестра всех инвентарных дел, который мы совместно используем в своей деятельности.
Чтобы единство этой информационной базы сохранялось, мы производим ее пополнение. Для решения региональных задач МосгорБТИ будет получать информацию о проведенных нами работах: мы будем направлять вторые экземпляры документов в этот реестр.
– В других регионах такая же ситуация?
– Нет, там ситуация сложнее. Выход правительственного постановления №921 сделал возможным появление на рынке аккредитованных организаций, выполняющих функции БТИ. В результате в некоторых городах работают ГУПы, МУПы, которые, отстаивая свои конкурентные преимущества, отказываются от обмена информацией. В результате клиенты не могут получить качественную услугу. Знаю случаи, когда вследствие таких действий местные рынки оказывались заблокированными, что повлекло за собой нарушение прав собственника.
– За счет чего вы собираетесь конкурировать с местными БТИ, если тарифы регламентируют местные власти?
– Ограничения касаются только верхних границ тарифов – нельзя требовать за услуги больше установленного уровня. Мы будем предлагать более дешевые услуги. Главный же наш принцип – качество, скорость, доступность и комплексность услуги, так как наше предприятие имеет лицензии на картографическую, геодезическую, оценочную и проектную деятельность. Таким образом, мы проводим политику "одного окна" в рамках предприятия. При получении доверенности от клиента мы также готовы представлять его интересы по защите прав собственника в государственных органах.
Без преувеличения могу сказать, что наше предприятие уникально. Оно имеет опыт оценки ущерба, нанесенного стихийными бедствиями и военными действиями. Этот опыт уже использовался в Ленске, Чечне, Дагестане.

Фото: ИЛЬЯ ПИТАЛЕВ / Коммерсантъ

Инвентаризационное противоречие
Председатель правления Федеративного союза инвентаризаторов России Алексей Завьялов:


– Сказать, что все БТИ страны получили аккредитацию в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости автоматически, я не могу. Знаю, что в агентстве подходили к выдаче аккредитации избирательно. Учитывалось, например, наличие фактической деятельности по инвентаризации на момент подачи заявки.
Необходимо отметить две тенденции. Первая: в связи с отказом от монополии ФГУП "Ростехинвентаризация" отдельные муниципальные БТИ, ранее осуществлявшие эту деятельность, решили выйти на рынок самостоятельно. И некоторым это удалось. Однако массового выхода на рынок муниципальных БТИ не получилось.
И вторая тенденция: частные структуры на рынок так и не попали. Отказывая им в выдаче аккредитации, в агентстве ссылались на постановление правительства #1301, которым предусматривалось, что ведение технической инвентаризации – это функция государственных органов. Знаю, что в ответ на это возникли многочисленные споры, судебные разбирательства. Есть решения судов в пользу юридических лиц, которым было отказано в аккредитации, есть и противоположные.
Все это говорит о том, что сначала должны появиться продуманные законы реформирования этой сферы. А получилось, что реформа началась с подзаконных актов. Хотя, с другой стороны, сохранить систему, ее законсервировать до принятия закона – это значит избежать социальных катаклизмов, что, безусловно, является положительным результатом.

"Частные БТИ уязвимы"
// Глава МосгорБТИ объяснил, откуда берутся очереди

Фото: ИЛЬДАР АЗЮКОВ / Коммерсантъ


Инвентаризация
БТИ лишается монопольного права на инвентаризацию имущества. По закону у бюро уже сегодня могут появиться конкуренты. Однако бывший монополист не спешит что-либо серьезно менять в своей работе. Почему – корреспонденту "Ъ-Дома" НАТАЛИИ КРОЛ рассказал начальник МосгорБТИ АЛЕКСАНДР СЕРГУНОВ.
– Александр Дмитриевич, почему БТИ не откроют кассы для расчета за свои услуги? Тогда посетителям не придется бегать в банк, а потом возвращаться в БТИ для решения всех последующих вопросов.
– В Москве работают 16 отделений БТИ, с 1996 года их площадь увеличилась вдвое. Но по-прежнему есть помещения совсем небольшие. Там не то что расчетный центр, охранника разместить негде. Кроме того, в БТИ работают в основном женщины. Чтобы не иметь дела с наличными, мы даже зарплату переводим на банковские карты. А оплата наших услуг – это десятки тысяч рублей. Чтобы клиентам было удобнее, мы стараемся разместить наши отделения по соседству с филиалами Сбербанка, но от открытия своих расчетных центров воздерживаемся.
– Какими документами регламентированы сроки выполнения ваших услуг? И почему упразднены срочные услуги за дополнительную плату?
– Сроки регламентированы постановлением Госстроя и согласованы с Минюстом РФ. Отмена срочной услуги объясняется тем, что выполняется она за счет общей очереди граждан. Как объяснить им, что кому-то за деньги мы делаем быстрее? А кроме того, есть ведь объективная потребность во времени: помещение надо обследовать, сверить полученные данные с архивными материалами, занести отчет о выполнении услуги. Все это нельзя сделать моментально.
– Почему кроме появления лазерных измерителей в арсенале ваших средств ничего не изменилось с начала прошлого века: тушь, калька, толстые папки бумаг...
– По закону основной, исторический архив БТИ, где содержатся данные о столичной недвижимости начиная с 1927 года (год основания МосБТИ.– "Ъ-Дом"), ведется на бумажных носителях. Так что мы обязаны использовать старые испытанные средства. Но уже с 1993 года параллельно данные по объектам недвижимости заносятся в электронную базу данных. Сначала она содержала только статистику, теперь пополняется графическими изображениями, планами объектов недвижимости.
– Недавно в результате начавшейся реформы у вас появился конкурент – федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости". Как вы будете делить рынок столицы? И как федеральные исполнители будут осуществлять свои услуги, не имея архива?
– С нашими федеральными коллегами мы работаем вполне конструктивно. Подписали соглашение об обмене информацией. А кроме того, ФГУП будет заниматься пока только инвентаризацией нежилых помещений.
– Как вы относитесь к выходу на рынок частных БТИ?
– Сложно об этом говорить. Да, реформой предусматривается выход на рынок частных БТИ. Но этого пока не произошло. Видимо, частники не смогли подтвердить соответствие требованиям по аккредитации. Могу сказать, что и получение нами аккредитации не было формальным мероприятием. И нам удалось доказать свою профессиональную состоятельность. Мне кажется, государство постарается сохранить систему технического учета в своих руках. Информация инвентаризаторов должна быть объективна. Частные БТИ уязвимы: что мешает, в конце концов, крупной строительной фирме завести карманное БТИ и выдавать нужные документы?
– В Москве часты случаи несоответствия адресов. Один и тот же дом может в разных документах проходить под разными номерами и даже на разных улицах? Люди вынуждены получать в БТИ справки об идентификации (соответствии) адресов, платить за них. Если это ошибка чиновников, то почему расплачиваться за это должны жители?
– Это проблема мегаполиса. Один наш сотрудник стал жертвой такой неразберихи: в трех разных документах значилось три разных номера дома, где он живет: в одном дом числился под #4, стр. 1, во втором – как просто дом 4 без строения, а в третьем – #4, стр. 1-2. Пришлось приводить все эти адреса к одному посредством изготовления справки об идентификации адреса. Чаще всего причиной наличия разных адресов у одного и того же дома является неточность, а возможно, и необязательность, допущенная в написании адреса в официальных документах (паспорте, ордере, распоряжении и т. п.). И проблема эта, между прочим, не такая безобидная, как кажется. Три разных адреса – это формально три объекта собственности, на которые могут претендовать три разных человека. Поэтому сейчас московские власти заинтересованы выявить все подобные случаи. Но как и все другие услуги БТИ, процедура соответствия адресов платная.
Есть более серьезная проблема – хождение фальшивых технических документов. Выявляются они, как правило, в момент обращения заявителя. Начинаем сличать данные, а в планах и экспликациях и подписи не те, и печати. Такие документы сразу отдаем в правоохранительные органы. Для борьбы с подделками планируем ввести голограммы. Пока не могу сказать, когда это точно произойдет. Да и не в наших интересах объявлять об этом. Введем, и все.
А вот о другом нововведении могу сказать вполне определенно. Сейчас ведется разработка формы нового документа – технического паспорта на жилое помещение. Планируется ввести его в обиход уже в сентябре, он будет содержать всю информацию об объекте, включая поэтажный план и экспликацию.
– Кому же придется получать такой техпаспорт?
– Тому, кто соберется делать в квартире перепланировку и обратится в Горжилинспекцию: чтобы специалистам, отказывая или давая добро, было понятно, о каком объекте идет речь, что он собой представляет.
– Вы не боитесь в связи с этим наплыва посетителей? Вдруг все, кто еще не узаконил перепланировку, пойдут к вам за паспортами?
– По нашим оценкам, перепланированных квартир немного – всего 10%. Это примерно 400 тыс. из расчета, что всего в Москве около 4 млн квартир. Были времена, когда к нам обращались до 4 тыс. человек в сутки – и мы справлялись.
– Кстати, когда у вас самые маленькие очереди?
– Решать квартирные дела люди предпочитают в октябре–декабре. Это связано и со срокам сдачи объектов строительными организациями. Кроме того, приватизация будет завершена к 2007 году. Значит, к этому сроку возрастет число обращений.

Последнее изменение страницы: 24.10.2005
Все права защищены и охраняются законом. © 2005 Ростехинвентаризация.
Разработка и обслуживание сайта: ООО "ТехноКад"