ГНИВЦ МНС РОССИИ Новости Архив новостей (2002 год, Апрель, 28 число)
МНС России Федеральное государственное унитарное предприятие Главный научно-исследовательский вычислительный центр Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
Правительство РФМНС России Главный научно-исследовательский вычислительный центр Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
МНС России Новости
ГНИВЦ МНС России
Новости
О ГНИВЦ
Регистрация юридических лиц
Технологии и решения
Сертификация
Обучение
Форум








Rambler's Top100



Рейтинг@Mail.ru


28.04.2002

Доклад Заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам М.В.Мишустина

Доклад Заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам М.В.Мишустина на Всероссийском семинаре-совещании по вопросам информатизации территориальных налоговых органов 24.04.2002

«Информационный сервис – основа системы налогового администрирования»

Уважаемые коллеги, гости!

Чуть более года назад мы проводили последний год 20 столетия. Человечество стоит на пороге XXI века.
Экономическая мощь государств в XX-м веке, в основном, измерялась географической распределенностью территорий с закрепленными на них производственными мощностями. Индустриальное общество, особенно в послевоенный период отличалось масштабным спросом на продукцию массового материального производства.
Однако за 1970-1990 годы спрос на стандартный набор потребительских благ в развитых странах снизился почти на 25% относительно цен на услуги и информационные продукты. Информационный сервис, то есть потребление знаний стало фактором экономического роста.
При этом трехкратное повышение фондового индекса США произошло при росте ВВП всего на 2,5-3,5%.
Казавшееся исключительно успешным развитие новых индустриальных государств Азии с темпами роста ВВП 6-10% не смогло воспрепятствовать разрушительному кризису 97/98 годов.
В такой ситуации быстрое экономическое развитие оказывается возможным при относительно низких темпах роста ВВП. Что же так катализирует экономический рост постиндустриального общества? Знания! Именно интеллект и финансы не знают материальных границ и легко перемещаются посредством информационно-коммуникационных технологий.
Современные хозяйственные системы все более трансформируются в экономику знаний. Страны, которые с энтузиазмом использовали информационные технологии как часть национальных стратегий и основной ресурс развития экономики (это Индия, Ирландия, Китай) демонстрируют возрастающую интеграцию стран третьей волны в мировую экономику.
Сегодня в России растет осознание преимуществ, получаемых от развития ИКТ.

Эффективная налоговая система, опирающаяся на современные ИКТ.

Для того чтобы обеспечить эффективность работы, наша система должна работать как хорошо отлаженный механизм, а значит - быть управляемой.
Степень управляемости в значительной мере определяется тем, насколько хорошо поставлены сбор, обработка и анализ информации для принятия решения.
Информационно-коммуникационные технологии становятся сегодня важнейшим фактором обеспечения эффективной результативности нашей работы.
В наиболее развитых странах идет процесс перехода к качественно новым организационно-технологическим моделям организации труда, в основе которых роль главного производственного ресурса начинают играть информация и знания.
В складывающемся постиндустриальном мире важнейшим ресурсом оказывается не традиционная географическая распределенность в пространстве производственных структур, а интеллект, знания и информация не знающие материальных границ и легко перемещаемые посредством информационно-коммуникационных технологий.
Поэтому, сегодня, в докладе разговор пойдет не о количестве ПЭВМ и серверов, не о мегагерцах и других традиционно озвучиваемых количественных параметрах информатизации, а о направлениях создания перспективных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования на основе информационного сервиса, обеспечивающего качественно иной стиль организации труда налогового инспектора.
Прежде обратимся к анализу передового зарубежного опыта совершенствования налоговой работы.
Цель анализа – понять тенденции, соотнести направления развития и определить стратегию нашего движения вперед.

I.    О зарубежном опыте

На сегодня развитые страны накопили значительный опыт совершенствования налогового администрирования. Мы просмотрим тенденции развития зарубежных систем, с целью проведения анализа –«Где мы?».
Нами изучен опыт США, Швеции, Франции, Дании, Австралии и Великобритании.
Анализ проведен в следующих разрезах:

  • основные ключевые компоненты модернизации и эффект от ее проведения;
  • общие элементы программ модернизации налогового администрирования промышленно развитых стран.
    Изучение инфраструктуры налоговых систем с точки зрения информационных технологий.

Эффект реформирования рабочих процессов налогового администрирования и организационно-технологических процедур автоматизации дан в разрезе показателей:

  • минимизация соотношения операционных затрат к налоговым поступлениям;
  • снижение задолженности по налогам и сборам от общей суммы налоговых поступлений;
  • повышение качества услуг для налогоплательщиков;
  • снижение численности налоговых работников.

По сути, наши направления работы, по большей части, охватывают ключевые направления развития налоговых систем зарубежных стран. При этом, мы ставим задачу изменить архитектуру информационных технологий. Уйти от позадачного подхода (это типично и для сегодняшней практики запада, например во Франции более 500 прикладных программ работают в налоговой службе и планируется до 2003г. создать еще около 300), перейти к архитектуре построенной на базе технологии предоставления информационного сервиса (IT- услуг) поддержки рабочих процессов налогового администрирования.

II.    Информационный сервис (ИT-услуги) – основа налогового администрирования

Контроль соблюдения налогового законодательства – основная функция МНС России. В реализации этого процесса возникают проблемные вопросы, разногласия и споры. Для их разрешения МНС России оказывает «услугу» «Контроль соблюдения налогового законодательства». Эта «услуга» уже оплачена налогоплательщиками. «Услуга» должна быть эффективной. Как для потребителей так и для поставщиков - это означает, удовлетворяет ли уровень поставляемой «услуги» потребностям потребителя и если да, то насколько? Поэтому мы, как поставщик «услуги», должны всегда задавать вопросы: «Какова эффективность поставляемой услуги? Как улучшить (повысить) ее эффективность?»
Многообразие видов объектов налогообложения, характеризующихся различными степенями сложности производственного процесса, масштабом бизнес-деятельности, миграций форм бизнеса и производства – вот та область, в которой наша система работает. Все это определяет сложность и динамичность налогового администрирования.
Распределение сложности процесса налогового администрирования можно пояснить диаграммой. Чем крупнее бизнес, и чем сложнее производственный процесс, тем сложнее контролировать предприятие.
Если сравнить крупные предприятия с разной сложностью производственного процесса, например, энергосистему и автозавод, то энергосистему, которая выпускает один вид продукции и использует один-два вида сырья, закупаемого у двух-трех поставщиков контролировать гораздо проще. Одно дело при налоговом контроле изучать поставки угля, а другое дело изучать поставки комплектующих, начиная с винтов и гаек, и кончая двигателями и кузовами
Для эффективной организации налогового администрирования необходимо обрабатывать большие объемы информации в строго регламентированные интервалы времени. Сделать это можно только с использованием информационных технологий обеспечивающих необходимый спектр ИТ-услуг. Так что же такое ИТ-услуга? Ответ на этот простой вопрос не так уж и прост, как может показаться на первый взгляд. Как правило, под этим понимают информационно-технологическую услугу, оказываемую функциональным подразделениям для эффективной поддержки их рабочих процессов. Причем, ИТ-услуга может быть построена из других ИТ-услуг, которые сами в свою очередь могут использовать другие ИТ-услуги. В результате мы имеем возможность формировать иерархию услуг конкретных рабочих процессов налогового администрирования.
При этом рабочий процесс проходит через несколько функциональных подразделений и для информационно-технологической поддержки использует ИТ-услуги. Доля прохождения рабочего процесса через ИТ-услуги постоянно будет расти с тем, чтобы повысить эффективность рабочих процессов. Поэтому уже сегодня, сейчас, важно наладить четкое взаимодействие между функциональными подразделениями и поставщиком ИТ-услуг. Для того, чтобы обеспечить требуемую эффективность и возможность ее улучшения необходимо четко определить процессы функционирования внутри поставщика ИТ-услуг.
Важнейший аспект рабочего процесса категория «Что такое владелец процесса?» Как правило, владельцем процесса является должностное лицо, несущее за него непрерывную персональную ответственность. Необходимым условием для «непрерывного управления процессом» становится наличие у владельца процесса полномочий принимать решения по процессу в масштабах всей организации (в нашем случае, в масштабе всего министерства) и наличия ресурсов для реализации этих решений. Конечно, фактически нести ответственность за выполнение различных аспектов какого-либо процесса могут несколько человек, но за успех или провал всего процесса отвечает его владелец.
Для того чтобы владельцу процесса выбрать ИТ-услуги, обеспечивающие требуемую эффективность его рабочего процесса, необходимо создать реестр ИТ-услуг. В этом реестре должны быть перечислены все ИТ-услуги, которые могут поставляться с их характеристиками и деталями для потребителей и поставщиков.
Реестр ИТ-услуг создается на основе формализованного описания рабочих процессов, выполненных их владельцами.
Мы должны обеспечить последовательный рост эффективности информационной технологической услуги, для повышения уровня качества выполнения рабочих процессов налогового администрирования. Нельзя улучшить то, что не измеряется! Нельзя управлять тем, что не измеряется! Прежде всего, перед тем как измерять, надо знать, где, что и как измерять. В рамках формализованных процессов МНС России нам надо понять, где что и как измерять, а затем на основании непрерывного процесса измерения управлять и совершенствовать процессы до требуемой эффективности в соответствии с нашими возможностями.
Мы исходим из того, что владелец процесса несет полную ответственность за рабочий процесс и задается вопросами: «Как улучшить эффективность рабочего процесса?», «Какова эффективность применения той или иной ИТ-услуги», а поставщик ИТ-услуг, обеспечивает информационно-технологической поддержкой рабочий процесс и задается вопросом «Удовлетворяет ли уровень поставляемой ИТ-услуги потребностям потребителя и если да, то насколько?». Поэтому необходимо заключить соглашение об уровне ИТ-услуг между владельцем процесса и поставщиком ИТ-услуг, определив ключевые цели и ответственности обоих сторон. Подчеркну лишь, что это должно быть СОГЛАШЕНИЕ! И оно не должно быть таким, чтобы одна сторона держала другую в качестве заложника. Истинные партнерские отношения взаимно обогащают. Мы должны решать, как устранять возникшие проблемы, а не сосредотачиваться на поиске виновного. Вы можете задать вопрос: «Почему в рукопожатии присутствуют две мужские руки?». В этом есть смысл. Дело в том, что одного соглашения между двумя сторонами не достаточно. Необходимо планировать, организовывать, осуществлять контроль соблюдения соглашения, выявлять проблемы и этим процессом должен заниматься еще кто-то третий.
Важнейший аспект этого взаимодействия – желание владельца процесса формализовать рабочий процесс. Если он не хочет, значит нет знаний, не знает сути налоговой проблематики. В результате возникает масса проблем, которые падают на голову руководителя ИТ подразделения.
Если посмотреть на проблемы, которые касаются руководителя ИТ подразделения, который поставляет ИТ услугу владельцам рабочих процессов, то увидим что вес и разнообразие их велико. Это и исключение риска принятия ошибочных решений, и выполнение задач в срок, и измерение, повышение эффективности работы подразделений сотрудников, и построение взаимодействия с функциональными подразделениями, и обоснование бюджета, грамотное его расходование, и выбор направления развития ИТ. А если на него возложить и проблемы рабочих процессов, то надо забыть об поставке эффективной ИТ-услуге для поддержки этих же рабочих процессов. Необходимо понять, что ИТ услуга только эффективно поддерживает, а не определяет рабочий процесс и не подменяет его!
Одновременно возникает вопрос: «Как бороться со сложностью в системе, чтобы добиться устойчивой работы?». Надо попытаться уменьшить в системе многообразие, через унификацию и стандартизацию, как самих рабочих процессов, так и поставляемых для них ИТ-услуг.

О стратегии автоматизации. Сегодня можно говорить о двух подходах:

  1. - позадачный;
  2. - системный.

Позадачный – это жесткое разделение системы на число задач, реализующих фиксированное число функций.
Системный подход – это гибкое «включение» информационных услуг, необходимых для исполнения рабочих процессов
Создание системы ИТ–услуг обеспечивает предоставление «унифицированных строительных блоков» для поддержки рабочих процессов налогового администрирования.
Факторы эффективности системного подхода - минимизация совокупной стоимости при наращивании автоматизации (логарифмическая кривая) и времени реализации новых рабочих процессов.
При позадачном подходе мы имеем экспоненциальный рост.
Переходя к системному проектированию, мы формализуем рабочие процессы, выполняем их декомпозицию, проводим реинжениринг и в конечном итоге выделяем «атомарные» ИТ-услуги – кирпичики, из которых строим архитектуру системного информационного сервиса.
Мы сегодня работаем в режиме лихорадки.
Почему мы зачастую имеем ситуацию когда при запуске ИТ-услуги обнаруживается не то что надо? Это потому ,что нет спецификаций, нет исчерпывающего формального описания рабочих процессов. Кто их должен делать? - Владелец!
Как выйти из этого положения. Надо организовать взаимодействие специалистов по этой схеме. Когда текст закона поэтапно преобразуется в модель рабочего процесса и далее в систему ИТ- услуг.

III.    Информационный сервис сегодня

Основная задача нашей службы – обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства. В прошлом году, здесь, мы представили логику взаимодействия составляющих компонент решения этой задачи в виде механизма связных шестерен. Проворот этих шестерен и дает наполнение и приращение бюджета. В идеале необходимо обеспечить синхронное «вращение», без пробуксовки . Но в реальной жизни все обстоит сложнее! Система буксует и трещит, поскольку не скоординированы поставки информационных ресурсов. Так, например, нерешенность организационных, методологических и технологических процедур взаимодействия с рядом ведомств (МВД России, БТИ и др.) тормозит и рабочие процессы, и информационные технологии нашей системы. В итоге – остаются лазейки «ухода» налогоплательщиков от соблюдения основной конституционной обязанности – платить налоги.
Мы не можем ждать, когда все будет идеально скоординировано и синхронизировано. Пусть «колесо шестерен» скрипит и буксует, но мы должны интенсифицировать работы по предоставлению информационного сервиса для поддержки рабочих процессов налогового администрирования. Это наша магистраль.
Рассмотрим, что у нас уже сегодня есть и что нам еще необходимо сделать.
Рассмотрение проведем в разрезе ключевых рабочих процессов

1.    В первую очередь - это учет объектов налогообложения (государственная регистрация и постановка на учет)
В процессе подготовки к возможной передаче налоговым органам функций регистрации юридических лиц в МНС России выполнены следующие подготовительные работы:
1.    Разработаны в процессе реинжиниринга на основе изучения действующей практики и требований федерального закона о регистрации юридического лица концептуальные описания рабочих процессов регистрации юридического лица для всех уровней регистрирующих органов, в т.ч. по формированию и использованию Единого государственного реестра юридических лиц;
2.    Разработаны детальные представления пооперационной технологии реализации рабочих процессов по регистрации юридического лица в нотации UML, на основании которых разработаны спецификации на программное обеспечение;
3.    Реализован прототип программного обеспечения по регистрации юридического лица для органов регистрации, основной особенностью которого является гибкость в отношении изменений в структуре и содержании входных документов, возможность вести историю таких изменений. Также обеспечено единство принципов построения и централизованного управления конфигурациями баз данных различных уровней регистрирующих органов.
Учет плательщиков - это информационная основа работы. Налоговые органы за более чем 10-летний период мы создали уникальный информационный ресурс – ЕГРН. Содержательный состав показателей и объем сведений по юридическим и физическим лицам создают базу как для всесторонней контрольной работы по соблюдению налогового законодательства, так и решения задач адресной социальной помощи.
Ключевая роль ЕГРН – обеспечение взаимосвязи всех информационных ресурсов, характеризующих каждого налогоплательщика. Другими словами, ЕГРН – это стержень, на который нанизываются все необходимые сведения для определения полноты налогооблагаемой базы налогоплательщика. При этом мы выделяем два класса информации – структурированная и неструктурированная.
Первый класс – это регламентированная совокупность данных, второй – не регламентированная, поступающая из самых разных источников. Как показывает практика, нерегламентированная информация подчас оказывается очень ценной для обоснованного выбора объекта для выездных проверок. Сегодня у нас разработаны программы работы с структурированной информацией. Теперь, необходимо создать программные средства формирования и неструктурированной информации.
Создан мощный информационный ресурс ЕГРН. Необходимо решить задачу его эффективного использования. Для этого мы разработали технологию предоставления услуги удаленного доступа. Технология обеспечивает доступ к федеральной базе ЕГРН с рабочего места инспектора. Технологию отработали в УМНС по г.Москве и в ЦА МНС России.
Удаленный доступ к БД ЕГРН Федерального уровня разрабатывался как предоставление ИТ-услуги. Учитывая, что ресурс сосредоточен в одном месте - ЦА МНС России, а совокупная стоимость владения услугой удаленного доступа к ресурсу будет значительно меньше, как для поставщика услуги, так и для потребителя, контур безопасности будет надежнее, устойчивость системы выше, если мы будем администрировать, модернизировать меньшее количество компонент этой услуги в одном месте (ЦА МНС России) с надлежащим уровнем организации доступа к ним.
Исходя из этого, было принято решение о применении технологии терминального сервера. По этой технологии между терминальным сервером и клиентом в одну сторону передается информация с клавиатуры и мыши, а в другую изменения образа экрана. Взаимодействие прикладного программного обеспечения с БД ЕГРН происходит с терминального сервера внутри ЦА МНС России по ЛВС через межсетевой экран, при этом не накладывается ограничение по пропускную способность канала связи. БД ЕГРН Федерального уровня и прикладное программное обеспечение выполнены в традиционной двухзвенной архитектуре - клиент-сервер, но расположены в одном месте, а не устанавливаются в каждом удаленном узле.
На клиентском месте устанавливается стандартный клиент для взаимодействия с терминальным сервером ЦА МНС России, который в своих настройках требует указать всего лишь IP-адрес терминального сервера и параметры экрана. При модификации прикладного программного обеспечения нет необходимости модернизировать удаленные рабочие места.
Конечно, так как мы не можем обеспечить контроль доступа по всему периметру оказываемой ИТ-услуги с применением только организационно-административных мер, мы вынуждены использовать криптографические средства при взаимодействии удаленных рабочих мест с терминальным сервером ЦА МНС России.
Таким образом, используя идеологию тонкого клиента для потребителя услуг, получаем стабильную конфигурацию, устойчивую к модернизации прикладного программного обеспечения, с минимальными требованиями к администрированию, с увеличением жизненного цикла и минимизацией совокупной стоимости владения (TCO).
Минимальная конфигурация рабочего места: наличие доступа к ведомственной сети, криптомаршрутизатор, персональный компьютер под управлением ОС MS-Windows и клиент для терминального сервера.
С целью подготовки к развертыванию услуги удаленного доступа к БД ЕГРН Федерального уровня в других регионах проведены тестовые испытания технологии удаленного доступа: УМНС по Амурской области. Для этого было установлено необходимое программно-техническое оборудование (установочные работы заняли около 3 часов). Проведена отработка запросов к федеральной базе ЕГРН, установленной в Москве. Результат положителен. Время интегральной реакции системы полностью удовлетворяет эргономическим требованиям к информационной системе. Возможность удаленного доступа к информационным ресурсам ЕГРН делает реальным оперативный анализ взаимосвязи учетных параметров налогоплательщиков. Дело в том, что Налоговым кодексом РФ устанавливаются весьма жесткие сроки постановки на учет как для плательщиков, так и для налоговых органов. Кроме того, получив от плательщика комплект документов, налоговая инспекция, фактически, не имеет права отказать ему в постановке на учет, даже если располагает сведениями о том, что в документах указана недостоверная информация.
Практика работы налоговых органов показывает, что многие налогоплательщики допускают искажение информации уже на самой первой стадии своей деятельности - на стадии создания. Эта недостоверная информация попадает в БД ЕГРН. Своевременный контроль учетных параметров, позволит предотвратить ряд налоговых правонарушений и сократить расходы государства на сбор налогов.
Для иллюстрации возможностей удаленного доступа к ЕГРН для получения ответов на сложные запросы ( запросы в которых содержится логическая связка нескольких учетных параметров) приведем пример:

Поиск связи между налогоплательщиками
Найдем в БД ЕГРН налогоплательщиков, в названии которых имеется слово «МИНИСТЕРСТВО» и постановка на учет осуществлена в г.МОСКВЕ

Пусть нас интересует «МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» (МАП России).
Определим, имеется ли связь этой организации с другой организацией, ИНН которой нам известен и равен 26 34 003 887

В результате выполнения соответствующего запроса имеем отображение графа связей, на котором обнаружена и отображена связь МАП России и СТАВРОПОЛЬСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МАП России, ИНН (2634003887) которого был указан при задании критериев запроса.

Очевидно, что особый эффект может быть получен при совместном анализе информации, накопленной в базах данных местных инспекций и Управлений по регионам России.
Теперь у нас есть технология. По мере технического оснащения и упорядочения информационного взаимодействия с внешними ведомствами (ст.85 НК), дальнейший рост эффективности контрольной работы не за горами .

2. Прием, ввод в базу данных бухгалтерской и налоговой отчетности
Этот технологический участок работы налоговой инспекции является важнейшим с различных точек зрения:

  • объема получаемой и вводимой в БД налоговой инспекции информации;
  • важности этой информации (на ее основе рассчитываются суммы налогов, подлежащие взносу в бюджет);
  • взаимодействия с другими участками работы инспекции (информация используется и при ведении лицевых счетов, и при выборе объектов для проверок, и при взыскании недоимок, и при составлении отчетности о работе инспекции).

Этот участок является наиболее трудоемким. Объем вводимых данных от ЮЛ в год колоссальный и составляет от 760 до 800 млн. листов. При средней скорости ввода одним инспектором в день 200-250 листов, трудоемкость ввода составляет 3.200.000 чел-дней. Справка: в год от одно юридическое лицо поступает от380 до 400 листов отчетности.
Сегодня около 30% налоговых инспекторов заняты ручным вводом данных и поиском информации.
Перед нами стоит первоочередная задача сокращения трудоемкости ввода входящей информации.
Магистральный путь решения – переход на электронные технологии доставки отчетности. Нами проработаны основные составляющие информационного сервиса этого этапа налоговой работы:

  • разработаны формы электронных деклараций;
  • разработан порядок предоставления электронных форм деклараций ( находится в Минюсте России на утверждении);
  • для налогоплательщиков бесплатно (в ИНТЕРНЕТ) передаются программы подготовки отчетов в электронных форматах;
  • отработана технология электронной доставки деклараций.

Технология обеспечивает применение электронной цифровой подписи. Отчетность плательщика представлят собой налоговую тайну (102 ст. НК). Для защиты передаваемой информации используются сертифицированные ФАПСИ средства шифрования.
Технология должна обеспечить соблюдение регламента обмена. Необходимо обеспечить выдачу налогоплательщику подтверждения о приеме его отчетности налоговым инспектором в ИМНС . Кроме того необходимо фиксиировать сроки сдачи отчетности налогоплательщиком. Контроль соблюдения регламента производится почтовым сервером специализированного оператора связи.
Сегодня отработана технология доставки электронных документов с использованием электронной почты.
Разработана также сервисная компонента технологии, позволяющая использовать режим "on-line". Здесь нас держит только техническая готовность к использованию протоколов.

3. Камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности
Актуальность максимального набора ИT-услуг для этого рабочего процесса несомненна поскольку:

  • операции, осуществляемые налоговой инспекцией при камеральных проверках носят массовый характер;
  • каждый раз проверке подвергается не одна декларация, а несколько - от 7 до 13, плюс бухгалтерская отчетность (3 - 5 форм), плюс неограниченное количество справок, расчетов, пояснительных записок, прилагаемых к декларациям;
  • массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, в расчетах сумм налогов, что приводит к массовым камеральным доначислениям;
  • жесткий срок контроля, в течение которого налоговая инспекция должна отработать каждую декларацию два раза - первый раз для начисления налогов “по данным плательщика” в течение 5 - 10 дней со дня сдачи отчетности, и, второй - для собственно камеральной проверки.
  • обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и т.д.).

В настоящее время камеральная проверка остается существенным источником пополнения бюджета. В ходе нее, безусловно, невозможно выявить преднамеренные нарушения налогового законодательства, ошибки в исчислении налогооблагаемой базы, вызванные “внутренними” ошибками в ведении бухгалтерского учета. Однако, выявление в ходе камеральных проверок ошибок в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дает существенную прибавку в платежах в бюджет. Особо важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком сумм к возмещению НДС по экспорту, т.к. сами по себе эти суммы как правило велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной. Здесь особую значимость имеет электронное взаимодействие с внешними ведомствами –ФПС России, ГТК России, БТИ, МВД России и др.
Кроме того, нашим разработчикам прикладных программ необходимо обеспечить выполнение камеральной проверки в фоновом режиме с информационным сервисом для налогового инспектора в форме списка:

  • предприятия, где невозможно выполнить весь контроль без участия налогового инспектора (заявлена льгота по налогу, в балансе актив не равен пассиву и др.);
  • предприятия, где ЭВМ сделаны камеральные доначисления, и их надо оформить Актами и решениями о привлечении к ответственности;
  • предприятия, с рекомендацией по дополнительному контролю, с привлечением информационного ресурса из досье плательщика.

4. Учет платежей. Лицевые счета налогоплательщиков
Учет поступлений в бюджет, ведение лицевых счетов налогоплательщиков является самостоятельным технологическим участком работы территориальной налоговой инспекции. Спецификой работы на нем является то, что она полностью осуществляется на рабочих местах, без выхода на предприятия. Через отдел учета проходит наибольший в инспекции поток документов, подлежащих обработке, при этом, большая часть этих документов носит стандартный, формализованный характер.
Что нами сделано в части предоставления информационного сервиса?
Прежде всего, в связи с переходом органов федерального казначейства на единый счет по учету доходов и средств федерального бюджета (ЕКС) ликвидируется бумажный документооборот платежных поручений между казначейством и учреждениями Банка России. Поэтому разработаны и согласованы совместные с Минфином приказы о «Порядке обмена информацией между территориальными органами федерального казначейства Минфина России в ходе исполнения федерального бюджета по доходам и налоговыми органами» и об утверждении «Структуры и форматов электронных сообщений при передаче информации территориальными налоговыми органами в территориальные органы федерального казначейства».
В настоящее время в 35 регионах внедряется электронный документооборот с федеральным казначейством по региональной схеме обмена (УФК-УМНС-ИМНС-УМНС-УФК).
Формализованы рабочие процессы ИМНС при приеме данных от УФК.
Конечно, работа по информационному сервису этим не ограничивается. Трудоемкость работы на этом участке колоссальная. Ведь в поле зрения инспектора может быть 20, 30 и более 40 тысячи счетов. Необходимо максимально обеспечить автоматическую обработку счетов с выявлением недоимки, с зачетом и возвратом излишне уплаченных сумм (при этом в соответствии с ст. 78 п.3 Налогового Кодекса надо письменно уведомлять плательщика о наличии переплаты) и другие процессы.

5. Аналитическая работа
В ИМНС получение полных форм отчетности не автоматизировано. Необходимо унифицировать базы данных и создать стандартные средства сбора 100% отчетов.
На Федеральном и уровне и в УМНС ситуация коренным образом изменена - вся отчетность ведется автоматизировано.
Мы ведем работы по статистическому анализу и прогнозированию - программа анализа отчетности из регионов.
Налоговикам надо знать, чем дышат плательщики, и в первую очередь – крупнейшие.
Необходимо привлекать из надежных источников дополнительную информацию. Для поддержки рабочих процессов Департамента анализа и планирования налоговых поступлений разработан комплекс моделирования и оценки прогнозов налоговых платежей налогоплательщиков в зависимости от различных макроэкономических параметров

6. Выездные проверки
Одним из основных методов контрольной работы налоговой инспекции является выездная налоговая проверка отчетности налогоплательщиков с целью выявления допущенных им ошибок и нарушений при исчислении налогооблагаемой базы и уплате налогов. Этой работе уделяется повышенное внимание на территориальном и городском уровнях, что приносит в бюджет значительные суммы дополнительных поступлений. В Налоговом кодексе РФ основные понятия и правила проведения и оформления выездных налоговых проверок изложены в статьях 87, 89, 100, 101.
Сегодня налоговому инспектору нужен мощный информационный сервис для глубокого автоматизированного анализа всех информационных описаний деятельности плательщика, для проверки параметров его налогооблагаемой базы.
Для выездной налоговой проверки необходимо формировать список объектов для ее проведения.
В этой связи в дополнение к имеющимся в системе ресурсам необходимо привлекать косвенные данные из сторонних источников. Связка данных идет через ЕГРН и ИНН . Сегодня проработаны вопросы информационного взаимодействия с рядом ведомств (ГТК России, ФПС России, Минсвязь, МВД России, Банки, органы регистрации прав собственности и др. ) Уровень готовности ведомств разный и это серьезно тормозит повышение качества контрольной работы.
Саму процедуру проведения выездной проверки автоматизировать сложно. Для работы на объекте надо создать программы восстановления бухгалтерского учета и поиска незавершенных проводок.

7. Совершенствование организационной структуры налоговых органов. Межрегиональные инспекции по централизованной обработке данных. Пилотные регионы, переходящие на типовую структуру и типовые рабочие процессы с предоставлением стандартных IT-услуг системой ЭОД
МНС России переходит на типовые организационные структуры. Мы разработали реестр типовых процессов. Необходимый инструктивно-методический материал выслан в регионы.
Развернуты работы по внедрению типовой технологии в 9 регионах. При этом используется унифицированное программное обеспечение на базе системы ЭОД.
Исходя из крайне актуальной задачи централизции ввода и обработки массовых данных, поступающих от налогоплательщиков в Москве и Волгограде отработана технология предоставления этой услуги в централизованном режиме и мы сегодня ведем работу по перенесению этой технологии в режиме аутсорсинга для обслуживания ИМНС в регионах.

8    Информационное взаимодействие в любое время
8.1    Развитие системы телекоммуникации

В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к информационной системе Министерства, система телекоммуникаций (СТК) МНС России должна обеспечивать предоставление пользователям комплекса современных телекоммуникационных услуг, включая:

  • услуги по обмену данными, в том числе конфиденциальными, во всех режимах электронной почты;
  • удаленный доступ к базам данных налоговых органов, в том числе конфиденциальным, в соответствии с иерархией подчиненности;
  • удаленный доступ к базам данных внешних ведомств, в том числе доступ в базы данных по сети Интернет;
  • представление информации по налогообложению в сети Интернет;
  • услуги телефонной связи с единым внутриведомственным номерным планом;
  • услуги видеоконференцсвязи.

В состав основного элемента СТК МНС России - типового телекоммуникационного узла входят:

  • телекоммуникационный сервер, обеспечивающий предоставление сотрудникам налоговых органов всего спектра телекоммуникационных услуг по обмену данными;
  • учрежденческая АТС, обеспечивающая предоставление сотрудникам налоговых органов всего спектра услуг телефонной связи;
  • межсетевой экран, обеспечивающий гарантированную защиту ЛВС налогового органа от несанкционированного доступа из внешних сетей;
  • групповые средства криптографической защиты информации СКЗИ; (планируется обеспечить встраивание СКЗИ в межсетевой экран);
  • средства подключения к транспортной среде.

Средства видеосвязи, развертываются в составе комплексов средств телекоммуникации налоговых органов по отдельному списку.
Транспортная среда СТК МНС России формируется договорами с операторами связи на местах (провайдерами). Основным оператором связи в звене "Федеральный уровень-Региональный уровень" является ООО РТКомм.РУ. На первую половину 2002 года запланировано подключение к сети ООО РТКомм.РУ 93 объектов федерального и регионального уровней. Оплата услуг ООО РТКомм.РУ, включающая оплату создания "последней мили" и ежемесячную фиксированную абонентскую плату осуществляется из средств централизованного бюджета.
Эффективное использование транспортной среды обеспечивается применением технологии интеграции услуг по передаче данных и речи.
Эксплуатация телекоммуникационных узлов «Дионис» осуществляется специалистами подразделений информатизации налоговых органов — администраторами телекоммуникационных узлов, прошедших подготовку в учебных центрах МНС России, с использованием имеющихся в составе телекоммуникационного узла средств удаленного администрирования.
В настоящее время подготовлено и имеется в системе МНС России более 200 аттестованных администраторов телекоммуникационных узлов в составе отделов информатизации или самостоятельных отделов УМНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций МНС России.
Модернизация и развитие СТК МНС России проводится по следующим основным направлениям:

  • оснащение налоговых органов федерального, регионального и местного уровней телекоммуникационными узлами нового поколения: в промышленном исполнении, с встроенной защитой информации и поддержкой интеграции услуг по обмену данными, речью и видео;
  • формирование единой транспортной среды СТК МНС России, обеспечивающей интеграцию услуг;
  • формирование организационной структуры управления и эксплуатации СТК МНС России

Развитие системы телекоммуникаций регионального и местного уровней будет идти в направлении развертывания в налоговых органах телекоммуникационных узлов, повышения их функциональной насыщенности, формирования единой транспортной среды.
В части формирования единой транспортной среды Министерством заключен Договор на централизованную поставку налоговым органам услуг связи сети "РТКомм.РУ" Сроки подключения налоговых органов к сети "РТКомм.РУ" зависят от состояния готовности «последней мили» и будут сообщены дополнительно. Планируется завершить работы в июле т.г.

8.2 Прототип удаленного доступа в Амурской области.
Необходимость улучшения налогового администрирования в условиях новой структуры МНС России, привела отдел информатизации Управления МНС России по Амурской области к разработке нового взгляда на ИТ-услуги. Без доступа к информации, находящейся в межрайонной инспекции неэффективной оказалась работа и Управления, и территориальных участков. Поэтому была создана услуга удаленного доступа к приложениям межрайонной инспекции и "сверху" (из управления), и "снизу" (с территориальных участков). Эта услуга поставляется для инспекций, контролирующих 95% налогов области. Надо отметить, что это независимое решение аналогично тому, которое использовалось для создания удаленного доступа к БД ЕГРН Федерального уровня. Это говорит о том, что пришло время изменить взгляд на использования ИТ.

8.3 О защите информации
Информационно-телекоммуникационная система МНС России является территориально-распределенной, функционально насыщенной системой большой размерности, предназначенной для информационной поддержки широкого спектра рабочих процессов делового и налогового администрирования.
Рабочие процессы в области налогового администрирования оперируют информацией различной степени конфиденциальности, ориентированы на различные классы пользователей и предъявляют различные требования к доступности и целостности информации. Одни рабочие процессы ориентированы исключительно на сотрудников МНС России, другие предполагают взаимодействие со сторонними гражданами и организациями. В каждом случае риски включения нарушителей в рабочий процесс различны.
Внешние границы всей системы требуют установления сложных программно-аппаратных и организационных (процедурных) фильтров.
С целью обеспечения возможности формирования непротиворечивой модели защиты информации и более точного определения как функциональности границ защищенности системы, так и функциональности средств внутренней защиты, целесообразно разделить систему на несколько контуров.
Все МНС России можно покрыть четырьмя уровнями контуров взаимодействия:

  1. Внутренние информационные ресурсы;
  2. Внутриведомственные информационные ресурсы;
  3. Межведомственные информационные ресурсы;
  4. Внешние информационные ресурсы.

Таким образом, каждому информационному ресурсу необходимо сопоставить (присвоить) уровень контуров, взаимодействие в соответствии с политикой безопасности и разместить его в контуре.
Взаимодействие между контурами реализуется специальным образом с использованием межсетевых экранов (Брандмауэров, Firewall), организаций шлюзовых демилитаризованных зон, созданием криптотунелей (VPN). Где стрелочки меняют цвет, там информационный ресурс специальным образом преобразуется к необходимому уровню. Например, фильтрацией данных.
Это не означает, что нужно на каждом объекте реализовывать все четыре уровня. Если нет ни одного информационного ресурса соответствующего уровня контура взаимодействия, то его не надо создавать. В последствии, при появлении хотя бы одного ресурса соответствующего уровня контур должен быть создан на этом объекте.

IV.    Портал
Интеграция информационных ИT-услуг на основе портальной технологии.
Современное экономическое развитие России, развитие технологий, телекоммуникационной инфраструктуры России, возможность доступа к Интернету и проникновение в повседневную жизнь людей информационных технологий изменили требования к информационному взаимодействию.
Теперь потребители хотят получать информационное взаимодействие в любое время, в любом месте, с гарантированным уровнем качества с любого интеллектуального телекоммуникационного устройства из единой логической коммуникационной точки.
Полную картину информационного взаимодействия с МНС России можно представить в виде правила трех «К» - Кто, Как и Какие ИТ-услуги МНС России хочет получать?
Первое «К» можно представить тремя группами:

  • налогоплательщики – физические и юридические лица;
  • государственные организации и ведомства – межведомственное взаимодействие;
  • сотрудники МНС России – внутриведомственное взаимодействие.

Второе «К», мы о нем уже говорили, - информационное взаимодействие в любое время, в любом месте, с гарантированным уровнем качества с любого интеллектуального телекоммуникационного устройства из единой логической коммуникационной точки.
Наконец, третье «К» - консолидированное представление всего спектра ИТ-услуг МНС России, в соответствии с разрешенными правами доступа, для данного взаимодействия. Хотелось бы отметить, что базисом для консолидированного представления ИТ-услуг МНС России служат информационные ресурсы и рабочие процессы.
Вопрос: «Как это реализовать?». Ответ – через Портал.
В словаре современных Интернет-технологий слово портал занимает особое место. Его популярность, частота использования в документах привела к тому, что в разных случаях оно может встречаться в совершенно в различных значениях. Его часто используют как синоним информационного сайта, торговой площадки и даже просто приложения, позволяющего получить персональную информацию через Web.
    Не пытаясь формально определить понятие портала, стоит, тем не менее, присмотрится к общим характеристикам для всех порталов.

  • Прежде всего, порталы схожи своим предназначением – собирать информацию из различных источников, хранить и трансформировать;
  • Важной особенностью современного портала является персонализация – возможность настроить представление информации ИТ-услуги по своему желанию;
  • Портал – это современный инструмент взаимодействия потребителей ИТ-услуг.
  • Также следует отметить что портал, это единый доступ к ведомственным ресурсам, решающий следующие проблемы:
    1. придание одного интерфейса разрозненным информационным системам;
    2. развертывание электронной библиотеки документов с продуманной внутренней структурой, эффективной системой поиска и надежной схемой разграничения прав пользователя;
    3. создание отправной точки поиска информации внутри организации;
    4. предоставление разработчикам приложений строгой архитектуры, интегрирующей создаваемые компоненты.

V.    Выводы

  1. Развитие налоговой системы России идет в русле передового мирового опыта;

  2. Созданы прототипы основных информационных сервисов для поддержки рабочих процессов налогового администрирования;

  3. Унификация и стандартизация рабочих процессов налогового администрирования – фундамент устойчивости информационной системы МНС России.

  4. Четкое взаимодействие и тесное партнерство между методологическими подразделениями и ИT-службами – гарантия эффективности налоговой системы;

  5. Концентрация рутинных процедур обработки данных в специализированных структурах налоговых органов.

  6. Телекоммуникационные средства – кровеносная система налоговых органов

  7. Организация защиты информации на базе технологических решений и рекомендаций ФАПСИ и Гостехкомиссии;

  8. Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010», Федеральная целевая программа развития налоговых органов на 2002-2004, закон «Об электронной подписи» – залог успеха.



УМНС России по Орловской области
 
Последнее обновление: 27.11.2002