ГНИВЦ МНС РОССИИ Новости Архив новостей (2002 год, Апрель, 28 число)
МНС России Федеральное государственное унитарное предприятие Главный научно-исследовательский вычислительный центр Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
Правительство РФМНС России Главный научно-исследовательский вычислительный центр Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
МНС России Новости
ГНИВЦ МНС России
Новости
О ГНИВЦ
Регистрация юридических лиц
Технологии и решения
Сертификация
Обучение
Форум








Rambler's Top100



Рейтинг@Mail.ru


28.04.2002

Выступление начальника Управления №2 ГНИВЦ МНС России Петрушина А.С.

Выступление Петрушина А.С. на семинаре работников налоговых органов по вопросам анализа и планирования налоговых поступлений, организации учета и формирования налоговой отчетности 18.04.02, п. Марфино, п-т "Подмосковье", 12:00-12:20

Обеспечение программными средствами налоговых органов регионального и местного уровней, представляющих отчетность по крупнейшим налогоплательщикам

Общие положения
Особое и исключительно важное место в вопросах контроля соблюдения налогового законодательства занимает мониторинг и анализ отчетности крупнейших налогоплательщиков.
Одним из видов указанных мероприятий является формирование, сбор и представление данных налоговой отчетности по формам №№7-НП, 7-ЕМ, 7-ОП, утвержденных ежегодным приказом Министра "Об утверждении форм отчетности".
Форма №7-НП содержит сведения о начисленных и поступивших суммах по федеральным, региональным и местным налогам и сборам.
Форма №7-ЕМ содержит сведения о поступлениях, возвратах и возмещенных в порядке зачета сумм федеральных налогов.
Форма №7-ОП содержит сведения о прогнозных на предстоящий месяц поступлениях, уменьшениях, возвратах, возмещениях в порядке зачета, суммы НДС по экспорту, об остатках заявленных к возмещению сумм, об остатках заявленных к возмещению сумм НДС по экспорту.
Форма отчетности №7-НП введена в действие в 1997 году, форма №7-ЕМ разрабатывается с начала 2000 года, а форма №7-ОП собирается с начала 2002 года.
Особенностью указанных форм является их существенная специфичность по сравнению с традиционными формами налоговой отчетности. Эта специфичность выражается в том, что объектом характеристики является не налоговый орган со своим уникальным идентификатором - кодом по Справочнику обозначения налоговых органов, а организация - крупнейший налогоплательщик с соответствующим набором идентифицирующих реквизитов, среди которых ИНН/КПП, наименование и другие.
При этом каждый налоговый орган в ходе подготовки отчета по 7-ым формам представляет отчет по каждому крупнейшему налогоплательщику, состоящему на учете в данном налоговом органе, тогда как в случае отчета по традиционным формам разрабатывается один единственный отчет за налоговый орган на дату отчета.
Фактически заполненная информацией совокупность отчетов по 7-ым формам представляет собой базу данных по крупнейшим налогоплательщикам, что и обеспечило указанным формам существенную специфичность, которую необходимо было учесть при разработке соответствующего программного обеспечения.
Вместе с тем, с введением в действие формы отчетности №7-НП и проведенным анализом её содержания и порядка использования было признано нецелесообразным разрабатывать отдельную задачу для формирования и передачи форм отчетности по предприятиям.
Одним из условий работы с информацией налоговой отчетности является обеспечение возможности установления контрольных междокументных соотношений между графоклетками различных форм отчетности для обеспечения непротиворечивости данных по сопоставимым показателям.
Этим обстоятельством диктовалось требование по хранению всей информации налоговой отчетности в одной базе данных и ее использования едиными программными средствами.
С 1997 года все программные средства местного, регионального и федерального уровней, рекомендованные МНС России для сбора и формирования данных отчетности по крупнейшим налогоплательщикам, обеспечивают централизованное ведение и использование баз данных всей налоговой отчетности.

Технология сбора, формирования и доведения форм отчетности по системе налоговых органов

Технология формирования и сбора отчетности по 7-ым формам, в целом незначительно отличается от аналогичных процессов для прочих форм отчетности.
Информация по отчетности поступает с "нижних" уровней системы МНС России на "верхние". Источниками первичной информации являются крупнейшие налогоплательщики.
Поток первичных данных о поступлении налогов и пр. стекается в территориальные инспекции МНС России. На основании данных о поступлении налогов и сборов от плательщиков инспекциями формируются и передаются на региональный и федеральный уровень стандартные формы налоговой отчетности.
Обратный поток имеет непериодический характер, передаются указания, результаты оценки содержательной части информации, а в автоматизированном режиме - квитанции (протоколы) приема данных с вышестоящего уровня.
Поток данных на федеральном уровне формируется из информации, поступающей из управлений МНС России по субъектам РФ и межрегиональных инспекций.
Потребителями информации на федеральном уровне являются руководство МНС России, функциональные департаменты министерства, Правительство, внешние организации. Обратный поток между федеральным и региональным уровнями включает в основном нормативно-справочную информацию, задания, указания и другие нормативные документы.
Помимо этого, органы МНС предоставляет сводные данные о поступлении налогов и сборов по крупнейшим налогоплательщикам органам государственной власти федерального уровня.
Особенностями является то, что формированию отчета по форме №7-НП предшествует стадия оценки соответствия налогоплательщика-организации критериям отбора "крупнейших" в установленном для налоговых органов порядке. Общая численность крупнейших предприятий, контролируемая на федеральном уровне, около 16 тысяч.
Для формы №7-ЕМ характерно, что список предприятий определяется на федеральном уровне, который не превосходит 300 предприятий.
Важно, что информация по отчетности, содержащая идентификационные сведения о налогоплательщиках, передается по каналам связи в зашифрованном виде для исключения возможности её использования не по назначению.
Перейдем к рассмотрению программного обеспечения местного и регионального уровней.

Программные средства налоговой отчетности по крупнейшим налогоплательщикам

АИС "Налог" как и любая иная автоматизированная информационная система построена на реализации нескольких видов технологического обеспечения, таких как математическое, программное, техническое, информационное, организационное и методическое.
При этом программное обеспечение в АИС "Налог" является машинно-реализованной формой математического и методического видов обеспечений.
Основной целью использования программного обеспечения в рабочем процессе формирования и сбора данным по 7-ым формам является:

  • автоматизированное формирование отчетности по формам установленного образца и соответствующих аналитических таблиц;
  • обеспечение автоматизированного обмена данными по каналам связи;
  • снижение трудоемкости работ по составлению отчетности;
  • исключение противоречивости данных при их безусловном контроле.

Основная работа по подготовке отчетности возлагается на инспекции местного уровня, поэтому с помощью реализованных в комплексах местного уровня программных средств, помимо собственно первичного ввода данных и формирования отчетности, возможно следующее:

  • получение информации, не включенной в состав показателей указанных выше форм отчетности, таких как состояние расчетов с бюджетом на любую дату представляющим сведения о недоимке, переплате, начисленных, заявленных к возмещению суммах и т.д.;
  • формирование списка предприятий по критериям отнесения к крупнейшим на основании представленной в налоговые органы информации;
  • получение сведений по выездным налоговым проверкам о характере нарушений, количестве проверок, о суммах, доначисленных в бюджет по результатам проверок.

Реализация таких возможностей обеспечивает требуемое качество разработки первичных отчетов на местах.
МНС России для решения задач сбора и формирования отчетности по крупнейшим налогоплательщикам рекомендуются программные средства централизованной разработки PRO, RNAL, Свод-Р.
Прием, контроль, анализ и формирование сводных отчетов на региональном уровне осуществляется в настоящее время в основном программным комплексом налоговой отчетности "Свод-Р". Около 60% регионов использую данный программный продукт, а доля таких регионов будет расти с вводом в эксплуатацию аналогичной, но новой разработки.

Существующие проблемы и пути их решения

Широкие возможности программных комплексов налоговой отчетности позволяют налоговым органам и службам сопровождения программного обеспечения оперативно и безошибочно перестраивать работу программного обеспечения так, чтобы своевременно реагировать на различные (плановые и внеплановые) изменения форм отчетности и порядков их заполнения, а также разработки различных выходных документов - аналитических таблиц. Однако программное обеспечение не лишено некоторых недостатков.
Исключительно важным вопросом представляется необходимость отметить недостатки автоматизированной технологии по 7-ым формам, а также пути их устранения.
Здесь особо следует отметить сложности регионального уровня как звена, отвечающего за сбор, контроль, анализ данных, поступающих с местного уровня и формирование отчетности для передачи на федеральный уровень. На региональном уровне как на стыке возможностей "снизу" и требований "сверху" приходится сталкиваться с рядом трудностей, среди которых:

  • получение сводных данных по выборке предприятий;
  • получение свода по списку;
  • затруднение сравнения данных с другими формами отчетности по сопоставимым показателям;
  • отсутствие сортировки справочника предприятий по требуемому показателю;
  • затруднение в получении корректировки отчета по списку предприятий;
  • высокая трудоемкость процесса заполнения реквизитов предприятий.

Как уже указывалось, на региональном уровне используется единственный продукт централизованной разработки - программный комплекс "Свод-Р", к которому и относятся вышеперечисленные недостатки.
Причиной указанных трудностей послужило то, что первоначально технология сбора и формирования налоговой отчетности не была рассчитана на уже указанные особенности форм по предприятиям.
Несмотря на то, что данные недостатки не являются фатальными и не влияют на качество информации, невозможность модернизации комплекса "Свод-Р" по объективным причинам, а также потребность в устранении иных ограничений, определили необходимость разработки и внедрения нового программного продукта, но об этом ниже.
Помимо развития программных средств имеются возможности совершенствования и самой технологии сбора и формирования отчетности по 7-ым формам. Направления такого совершенствования следующие:

  • приведение структуры форм отчетности по крупнейшим налогоплательщикам к единому стандарту. Все формы отчетности должны быть подобными 7-НП. В настоящее время, несмотря на значительную совместную работу Департамента учета и отчетности и ГНИВЦ МНС России по унификации данных форм отчетности в условиях обязательного сохранения преемственности практики работы с данной формой, не удалось исключить ряд специфических отличий у формы №7-НП, которые без изменения содержания формы информации могут быть устранены;
  • использование унифицированного формата текстового файла для обмена информацией;
  • безусловное использование контрольных соотношений при формировании отчетов;
  • своевременное доведение и анализ содержания квитанций ввода информации на вышестоящем уровне для оперативного принятия решения о корректировке отчетов представленных ранее;
  • обязательное обучение специалистов, занятых сбором и формированием налоговой отчетности принципам и методам работы с программным обеспечением, внимательное изучение инструкций и рекомендаций служб сопровождения;
  • переход на новое программное обеспечение.

Далее позвольте доложить о новых разработках программных комплексов налоговой отчетности для местного и регионального уровней.

Характеристика подсистемы "Статистической отчетности" системы ЭОД, РНИВЦ, Нижний Новгород

Подсистема "Статистическая отчетность" является одной из подсистем системы "ЭОД" местного уровня.
Данная подсистема работает на основании информации, сформированной в подсистемах учета, налогообложения и контрольной деятельности.
Подсистема "Статистическая отчетность" предназначена для реализации функций:

  • автоматизированного формирования и контроля отчетности;
  • ввода данных в режиме корректировки;
  • формирования файлов передачи отчетности в соответствии с установленным порядком.

Подсистема "Статистическая отчетность" реализует функциональную технологию организации рабочих мест в "ЭОД" местного уровня.
Комплекс задач формирования статистической отчетности использует:

  • нормативно-справочную информацию;
  • данные налогоплательщиков по учету налогоплательщиков юридических и физических лиц;
  • данные о счетах плательщиков;
  • налоговую информацию, подготовленную путем ввода налоговых документов и документов оперативно-бухгалтерского учета;
  • информацию, формируемую в среде комплекса задач по контрольной деятельности;
  • библиотеку описаний форм отчетности и библиотеку запросов на формирование списков отчетных групп налогов, бюджетов, операций и т.п.;
  • информацию о списках отчетных групп налогов, бюджетов, операций и т.п.

Подсистема формирования статистической отчетности реализуется в виде АРМ и технологического процесса под названием "Статистическая отчетность".
АРМ "Статистическая отчетность" обеспечивает средства настройки показателей отчетных форм, которые сохраняются в базе данных и используются в процессе расчетов показателей.
Формирование выходных документов может осуществляться как стандартным способом, так и по команде таймера, автоматического запуска технологического процесса "Статистическая отчетность" в нерабочее время для инспекции.
Просмотр, редакция, проверка контрольных соотношений, печать отчетов и передача данных статистической отчетности на вышестоящий уровень осуществляется в среде АРМа "Статистическая отчетность".

Характеристика программного обеспечения налоговой отчетности "Свод-2000"

Наименование программного комплекса
Программный комплекс налоговой     отчетности Свод-2000 предназначен для автоматизации работы налоговых органов в части обеспечения информационных процессов сбора, хранения, контроля, обработки и обмена данными налоговой отчетности с целью повышения достоверности, надежности, полноты и своевременности налоговой информации.
Работа над созданием ПК "Свод-2000" инициирована в конце 2000 года.

Основные функции ПК Свод-2000
Основными функциями ПК "Свод-2000" являются:

  1. Сбор (ручной и автоматический) данных;
  2. Верификация входных данных по контрольным соотношениям (в т.ч. междокументный контроль данных на любую заданную дату);
  3. Накопление и хранение информации в базе данных (возможность корректировки данных и возврата в исходное состояние, т.е. сохранение истории корректировок);
  4. Обработка отчетных данных;
  5. Формирование и получение выходных документов (сводных и аналитических таблиц) по формам налоговой отчетности.

Требования ПК Свод-2000 к аппаратному и общесистемному программному обеспечению
С учетом существующего уровня развития вычислительной техники требования ПК "Свод-2000" к аппаратному и общесистемному обеспечению вычислительной техники следует признать минимальными.
Для нормальной эксплуатации ПК Свод-2000 в локальном режиме необходимо и достаточно использование персонального компьютера, обеспечивающего установку и использование Windows95 и выше, систему управления базами данных (СУБД), а также свободное дисковое пространство в достаточном объеме для размещения данных настройки входных и выходных таблиц, справочников, и собственно данных налоговой отчетности.
На местном уровне ПК "Свод-2000" может эксплуатироваться в локальном и сетевом режимах (архитектура "файл-сервер") под управлением операционной системы (ОС) Windows 95 и СУБД FoxPro 2.6 for Windows.
На региональном и федеральном уровнях ПК Свод-2000 может эксплуатироваться в локальном и сетевом режимах (архитектура "клиент-сервер") под управлением ОС Windows NT/ Windows 95/ 98/ Windows 2000 и СУБД MS SQL Server, Oracle любых версий.
Взаимодействие с иными программными продуктами обеспечено посредством текстовых файлов установленного формата, возможны иные варианты.

Технология сбора и обработки налоговой отчетности с использованием инструментальных средств ПК "Свод-2000"

  1. Выполняется оперативное описание структур входных и выходных форм средствами ПК "Свод-2000" и их сохранение в базе данных с ведением истории описаний структур входных и выходных форм и возможностью работы с соответствующими формами документов, действующими на дату входа в программный комплекс.
  2. Данные по показателям отчетности вводятся вручную, либо в соответствии с регламентом и по состоянию на определенную дату из текстового файла установленной структуры во входные формы;
  3. Введенные данные верифицируются по контрольным соотношениям и записываются в базу данных с формированием протокола проверки контрольных соотношений;
  4. Данные обрабатываются по запросам пользователей по типовым алгоритмам и представляются выходными аналитическими формами.
  5. Выходные документы формируются в виде аналитических таблиц и выдаются на экран дисплея с возможностью дальнейшей распечатки или записи в файлы формата Excel, а также в текстовый файл передачи данных, для направления в вышестоящий налоговый орган.

Структура построения ПК Свод-2000 и назначение его элементов
ПК "Свод-2000" состоит из функционально-независимых, но объединенных информационным взаимодействием на основе внутренних стандартов модулей, обеспечивающих решение типовых задач:

  1. Модуль работы с базой данных налоговой отчетности;
  2. Модуль расчета контрольных соотношений данных налоговой отчетности;
  3. Модуль ввода, редактирования и визуализации данных налоговой отчетности, а также собственно
  4. База данных налоговой отчетности.
    Модули ПК Свод-2000 имеют следующее назначение.

Модуль работы с базой данных предназначен для выполнения следующих функций:

  1. Создание и ведение основных классов ПК Свод-2000;
  2. Выборка информации из базы данных;
  3. Обработка информации, выбранной из базы данных;
  4. Сохранение информации в базе данных;
  5. Подготовка информации для выходных документов.

Модуль расчета контрольных соотношений и балансировки данных таблиц предназначен для выполнения следующих функций:

  1. Контроль данных таблиц по контрольным соотношениям, заданным в текстовом виде;
  2. Перерасчет данных таблиц по расчетным соотношениям, заданным в текстовом виде;
  3. Масштабирование данных для сопоставления размерностей данных, поступающих из разных источников в различных масштабах чисел;
  4. Балансировка данных таблиц по контрольным соотношениям.

Модуль ввода, редактирования и визуализации данных предназначен для ввода, редактирования и визуализации данных в полном соответствии со стандартами Windows.

Основные проектные решения ПК "Свод-2000" и его преимущества перед ПК "Свод-Р" (DOS)

Программный комплекс "Свод-2000" разрабатывается средствами объектно-ориентированного языка С++ с полномасштабным использованием наследования, инкапсуляции и полиморфизма классов.
Все структуры комплекса реализованы через классы, что обеспечивает уникальную гибкость прикладного программного обеспечения.
Интерфейсная часть комплекса не использует нестандартные объекты, что позволяет легко устанавливать и эксплуатировать программу, практически на всех машинах с ОС W9X, NTx и W2K.
Использование ODBC как средства доступа к базам данных, разработка процедур запросов на стандартном языке доступа к базам данных - SQL, а также следование строгим принципам именования таблиц и полей позволяет использовать, как уже отмечалось, практически любую СУБД (ORACLE, MS SQL Server, ...).
Широкое использование технологии СОМ (компонентное программирование) предопределяет динамическое изменение программы при дальнейшем развитии операционных систем без перекомпиляции исполняемого модуля.

Оригинальная структура базы данных позволяет:

  • Хранить справочники и описания с полной историей изменений;
  • Однозначно идентифицировать любой объект базы данных при изменении истории (наименование, код и др.);
  • Изменять структуру таблиц форм отчетности без конвертирования базы данных и потери данных;
  • Гибко настраивать выходные документы с автоматическим отслеживанием истории изменения входных таблиц;
  • Реконструировать таблицы без потери данных при их наличии и переносить строки и графы из одной таблицы в другую;
  • Гибко настраивать формат текстовых файлов на прием и передачу;
  • Передавать описания форм, таблиц и выходных документов между базами данных.

Кроме того, ПК "Свод-2000" обеспечивает:

  • Реализацию средств удаленного доступа к информации за счет оптимизированного обмена данными и системы кэширования данных;
  • Новую технологию контрольных и расчетных соотношений, которая стабилизирует систему при изменении описаний форм и таблиц;
  • Оперативный контроль соответствия данных таблиц контрольным соотношениям без ограничений на объем контрольных соотношений.

Использование классов и технологии программирования СОМ позволяет легко модернизировать ПК "Свод-2000".
Предусмотрена разработка СОМ-модулей для осуществления доступа к базе данных налоговой отчетности из других ПК регионального уровня.
В новой разработке, в сравнении с ПК "Свод-Р" под DOS, помимо очевидных преимуществ графического интерфейса, снято большинство ограничений присущих DOS-версии.
ПК "Свод-2000" поддерживает преемственность в отношении базы данных налоговой отчетности, накопленной за предыдущие периоды времени с помощью ПК "Свод-Р". Для использования ранее сформированной базы данных с новым ПК разработан соответствующий конвертор данных.
Предварительная оценка эффективности перехода УМНС России на новый ПК налоговой отчетности "Свод-2000" показала не менее чем 20%-ое ожидаемое увеличение эффективности работы специалиста отдела учета, отчетности и оперативного анализа налоговых поступлений, непосредственно использующего в своей работе ПК "Свод-2000", по сравнению с применением прежней DOS-версией программного продукта.
ПК "Свод-2000" соответствует требованиям к комплексу задач налоговой отчетности, принят в опытную эксплуатацию осенью 2001 года, которую проходит в УМНС России по Архангельской, Брянской, Пермской, Саратовской и Челябинской областям, Республике Карелия и Ставропольскому краю.

Перспективы развития ИАС по крупнейшим налогоплательщикам на базе данных налоговой отчетности

На сегодняшний день следует подчеркнуть, что основная нагрузка в отношении определения требований к программному обеспечению возложена именно на методическое обеспечение рабочих процессов формирования и сбора отчетности.
Однако оценка современных тенденций в развитии средств и методов налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков показывает все возрастающую роль математического обеспечения как способа получения нового качества налогового администрирования за счет применения математических методов, моделей и алгоритмов в практике работы налоговых органов.
Собственно прогнозирование поступления доходов осуществляется следующими методами:

  • Расчет на основе темпов исполнения измеряемых показателей доходной части бюджета выбранного базового периода. В данном случае для базового периода рассчитываются ежемесячные темпы исполнения установленных законом сумм поступления доходов (как отношение фактического поступления доходов к запланированному законом). Рассчитанные темпы экстраполируются на расчетный период (с возможностью экспертной корректировки результатов автоматической экстраполяции), и суммы поступлений в расчетном периоде определяются исходя из спрогнозированных темпов исполнения и утвержденного планового задания по сбору налогов. В качестве базового периода может использоваться как выбранный календарный период прошлых лет, так и истекший период текущего финансового года.
  • Расчет на основе алгоритма, заложенного в бюджете, и экспертно задаваемых налогооблагаемых баз. Данный способ позволяет рассчитывать суммы поступлений по статьям бюджетной классификации доходов, для которых приложением к закону о федеральном бюджете или иными нормативными актами определен алгоритм расчета в зависимости от ставок налогов, нормативов зачисления в федеральный бюджет, уровня собираемости, а также размера и структуры налогооблагаемой базы. Все перечисленные параметры являются сценарными условиями расчета и корректируются экспертно.
  • Расчет на основе алгоритма, заложенного в бюджете, и прогнозируемых налогооблагаемых баз. Данный способ применим также для видов налогов с установленным алгоритмом расчета при заданных значения ставок, нормативов и налогооблагаемых баз. Отличие от предыдущего метода - в том, что размеры налогооблагаемых баз, вычетов из них определяются не экспертом-аналитиком, а рассчитываются с помощью моделей факторного анализа (линейной или нелинейной регрессии, нейронных сетей) при различных вариантах макроэкономического прогноза. При этом список факторов (показателей макроэкономического прогноза) для каждой статьи налогооблагаемой базы формируется пользователем-аналитиком до начала расчета и может быть изменен в ходе расчета. Прогноз значений макроэкономических показателей формируется с помощью модели прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации.

Возможной и полезной представляется разработка и внедрение подобной модели в рамках региональных ИАС МНС России для прогнозирования поступления налогов и сборов по отдельным субъектам РФ, отраслям экономики, отдельным налогоплательщикам. Целесообразно также подключение в качестве входной информации имеющихся и накопленных в МНС РФ данных о фактическом размере налогооблагаемой базы по основным видам налогов, данные о финансовом состоянии крупнейших налогоплательщиков. Для прогнозирования социально-экономической ситуации на региональном уровне необходимо также накопление данных региональной социально-экономической статистики и формирование модели прогнозирования региональной экономики.
Методы моделирования и что они дают: ...

Выводы

  1. Используемая автоматизированная технология сбора и формирования налоговой отчетности в целом обеспечивает информационные потребности МНС России для решения задач администрирования крупнейших налогоплательщиков.
  2. Имеются возможности совершенствования указанной технологии как с точки зрения стандартизации форм отчетных документов и их электронных образов - форматов текстовых файлов, так и с точки зрения развития прикладных программных средств.
  3. Разработанные и внедряемые в практику налоговых органов современные программные средства налоговой отчетности избавлены от известных недостатков предыдущих программных продуктов.
  4. Новые программные продукты отличаются: гибкостью, надежностью, удобством применения, развитыми средствами администрирования и обеспечения безопасности данных, используют в своей работе современные аппаратные средства и промышленные СУБД.
  5. Перспективным направлением развития программного инструментария является разработка и внедрения программных средств статистического анализа данных крупнейших налогоплательщиков, моделирования и прогнозирования основных показателей, используемых в налоговом администрировании.



УМНС России по Орловской области
 
Последнее обновление: 27.11.2002