WWW.ХХС.RU \ БИБЛИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ \ О БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ РУССКИХ ЦЕРКОВНЫХ ХОРОВ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

_БИБЛИОГРАФИЯ_И_ПУБЛИКАЦИИ

О БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ РУССКИХ
ЦЕРКОВНЫХ ХОРОВ

Сегодня тихо и буднично погибает большой пласт великой русской культуры: исчезает профессиональное хоровое пение за Богослужениями в храмах.

Настоящим обращением, я, потомственный регент (дирижер профессионального церковного хора), всю жизнь отдавший любимому делу и около тридцати лет проработавший в московских приходах Русской Православной Церкви, хочу привлечь внимание всех, кому дороги судьбы нашего Отечества, его культуры.
Значимость профессионального хора в церкви, состоявшего из наёмных певцов и бывшего до недавнего времени фактически в каждом приходе (число его участников зависит от размера и возможностей храма) трудно переоценить.

Возглавляемые грамотными, профессионально образованными руководителями (а таких было немало), хоры исполняли гениально написанные для Богослужений произведения великих русских композиторов, являясь глашатаем религиозного мировоззрения в нашем недавно атеистическом государстве, когда в большинстве случаев священник не имел возможности даже подумать о произнесении не санкционированной властями проповеди.

Боялись и хорошо поющего церковную классику за богослужениями хора. Невозможно было иметь (и до сегодняшнего времени так и нет) профессиональную церковную капеллу, даже для богослужений, возглавляемых Патриархом.

И было чего бояться! Профессионально поющий хор в церкви оставляет неизгладимое впечатление, знакомя слушателей, прихожан с гениальными музыкальными произведениями. Бортнянский и Березовский, Ведель и Глинка, Чайковский и Турчанинов, Кастальский, Рахманинов и целый сонм других композиторов создали вечный памятник своей любви к Богу, Церкви и родному Отечеству.
Время шло вперед, и в начале 60-х годов пришлось разрешить исполнение наших песнопений государственными хорами и то в строго дозированном виде - только партесных хоров XVIII столетия, как наиболее отдаленных по своему воздействию на "современные массы". Духовная музыка XIX и XX века была по-прежнему строго запрещена.
Было разрешено и изучение церковных хоров в музыкальных учебных заведениях. Однако проводилось это изучение в абсурдной форме: преподаватель объяснял студентам, что композиторы писали свои церковные сочинения для концертов, что С.В. Рахманинов, сочиняя свою всемирно известную "Всенощную", меньше всего думал о тексте...
Все эти "послабления" шли на фоне победного шествия русской церковной хоровой музыки по всему миру. Даже в Японии на русском (славянском) языке нашу музыку стали петь студенты. Возрос интерес и к другим видам русского церковного искусства, будь то иконопись или архитектура, к нашей стране вообще.

Все это я пишу для того, чтобы вам было более понятно трагическое состояние, которое мы переживаем сейчас, сдавая свои духовные, культурные, эстетические, исторические и образовательные позиции, на место которых "ломятся" проповедники-чужаки, ведь свято место пусто не бывает. Сбывается мечта наших атеистов - но как сбывается! Можно ли продолжать пассивно наблюдать, как готовится развал нашего Отечества? А без связующих культуры и истории надо ждать только этого.

Без идеологии жить невозможно - вот и подвизаются у нас секта за сектой - то кришнаиты, у которых несовместимое с нашим мировоззрение, то "церковь" Муна, то Христа, да не нашего, а чужого.
Уничтожив профессиональное пение в церкви, живую связь поколений, легче будет расправиться и со всем остальным.
Денег на создание профессиональных церковных хоров, конечно, не хватает, но есть нечто, что на деньги мерить нельзя - это будущее Церкви и государства - ведь их, как ни отделяй, исторически надо рассматривать вместе. "Православие так много сделало для Русского государства и России вообще" -признает Зюганов. (Следовало бы это понять в 1917 году!).

Дело, конечно, не только в профессиональном хоровом пении за богослужением, но и в этом тоже! Ибо только тогда, когда мы научимся русское национальное искусство и русскую культуру вообще рассматривать как государственное дело, у нас появится перспектива будущего, на которое не страшно будет смотреть ни нам, ни нашим детям, ни нашим внукам, ни отошедшим в жизнь вечную нашим предыдущим поколениям, которые, мы верим, видят нас. Хочется воскликнуть: люди русские! Крепко подумайте о своих исторических культурных корнях, поддержите не только архитектуру и живопись своей родной Церкви, но и живой звук, доносящийся из глубины веков.

Русские меценаты! Помогите создать профессиональный русский церковный хор на постоянной основе для деятельной пропаганды русского хорового творчества в храме, ибо то, как поют церковную музыку в различных концертах, лишь дискредитирует ее.

Неужели большой роскошью будет для русского народа иметь хотя бы один-единственный церковный хоровой коллектив человек в сорок (меньший состав не обеспечит необходимой плотности звука при исполнении русской церковной классики). Такой хор мог бы петь за патриаршими богослужениями в соборах Кремля и Храме Христа Спасителя постоянно, приобщая своим пением русских людей к великим творениям церковной музыки.

И. ГЕОРГИЕВСКИЙ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Церковное пение с раннего детства стало делом всей жизни потомственного регента русских православных хоров Николая Сергеевича Георгиевского. Его отец, С.И. Георгиевский, свыше пятидесяти лет служил псаломщиком, одновременно являясь ответственным сотрудником Московской Патриархии. Дядя -А.И. Георгиевский - был заслуженным профессором Московской Духовной академии.
Н.С. Георгиевский родился 28 марта 1944 года. В пятилетнем возрасте Коля был принят в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории в класс хорового дирижирования. После упразднения этого класса, был принят на дирижерско-хоровое отделение Гнесинского училища, после окончания которого в 19641 году, поступил в Институт имени Гнесиных в класс А.А. Юрлова. С детских лет вместе с отцом пел в домовых храмах Патриарха Алексия I. С 1960 года Николай Сергеевич пел в хоре Патриаршего Богоявленского собора под руководством В.С. Комарова. С 1969 года - регент правых хоров в московских храмах.
В 1989 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена впервые записал "Литургию" П.Г. Чеснокова. В 1990-92 годы с большим смешанным хором записал "Всенощную" Чеснокова, большой диск "Русские композиторы - Православной Церкви. XX век", где впервые сочинения великих русских композиторов проходят в расположении от Рождества до Пасхи. Были записаны также "Панихида" П.Г. Чеснокова и шесть хоров из "Всенощной" Никольского. С 1994 года Н.С. Георгиевский проводит самые ответственные богослужения Святейшего Патриарха Алексия П в Успенском соборе Кремля и в Храме Христа Спасителя. Награжден орденами Святого князя Владимира и Преподобного Сергия, а также наградами Поместных Православных Церквей.

А. ГОРЯЧЕВ