WWW.ХХС.RU \ БИБЛИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ \ ПРОГРАММА ВОССОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ ЖИВОПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (МЕТОДИКА)
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

_БИБЛИОГРАФИЯ_И_ПУБЛИКАЦИИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЗОЛОТНЫХ РАБОТ
ПО НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ

1. При разработке использованы "Методические рекомендации на позолотные работы при реставрации памятников архитектуры", выпущенные объединением "Росреставрация" в 1987 году и утвержденные МК РФ, многолетний практический опыт ведущих московских и петербургских специалистов позолотчиков.

2. Учтены условия эксплуатации и особенности температурно-влажностного режима в интерьерах Храма, а также опыт первоначальной росписи и концепцию воссоздания живописного убранства, утвержденные комиссией по художественному убранству Храма Христа Спасителя.

3. Определены оптимальные методы воссоздания различных видов позолоты с применением современных научных достижений и материалов, обеспечивающих повышение качества и долговечность.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При производстве позолотных работ соблюдаются следующие правила:

1. Подготовительные и позолотные работы выполняются опытными специалистами под постоянным наблюдением аттестованных мастеров позолотчиков, ответственных за порученные им участки орнаментальных росписей.

2. Применяемый способ золочения соответствует первоначальному и должен быть единым во всех бригадах.

3. Все материалы, необходимые для подготовки поверхности под позолотные работы, должны иметь сертификаты качества или заключение экспертов-технологов.

4. Работы по воссозданию позолоты включают в себя элементы консервации основы, антисептирования грунта, нанесение защитных покрытий, обеспечивающих устойчивость к активным реагентам атмосферы и биоразрушителям.

5. Позолотные работы проводят в условиях благоприятного и стабильного температурно-влажностного режима, при температуре воздуха не ниже +14 градусов С и влажности 60%.

6. Для защиты живописной поверхности стен и сводов от пыли и загрязнений предусмотрено отсекают общие объемы Храма на отдельные зоны по вертикали и горизонтали с помощью ткани и ПЭ. пленки, а также проведение еженедельной влажной уборки настилов на лесах.

7. Для достижения художественного и стилистического единства все бригады выполняют по согласованной методике пробное золочение своих участков, которое принимается Художественным Советом, при этом практически проверяются в конкретных условиях предоставленные для работы материалы.

8. Для получения однородного по цвету и качеству золотого покрытия все книжки золота перед употреблением проверяют и подбирают по тону. При отбраковке составляется соответствующий акт для последующего обмена на заводе.

9. Вопрос золочения на полимент и песок требует дополнительного уточнения по целесообразности их использования, применительно к конкретным участкам.

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ ПОД ПРОЦЕСС ЗОЛОЧЕНИЯ
1. Обработанную поверхность покрывают шеллаком 4-5 раз: - для достижения глубинного проникновения шеллака: первые 2 слоя - не более 2%, в последующих слоях - содержания шеллака увеличить до 5%.

2. Грунтовка поверхности:
- нанесение первого и второго тонированных слоев на поверхность:
масляный лак ПВ - 283 с добавлением 10% уайт-спирита и пигмента /крон желтый/.
- третий и четвертый слои покрываются лаком с добавлением 10% уайт-спирита, т.е. в соотношении: на 1 литр лака 100 г уайт-спирита.

Применять масляный лак ПФ-238 производства Ярославского лакокрасочного завода.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗОЛОЧЕНИЯ НА МАСЛЯНОЙ ЛАК-МОРДАН
1. После полного высыхания подготовленной поверхности /от 15 до 20 дней/ на участок, предназначенный под золочение, наносят кистью-флейцем лак-мордан следующего состава: 1 часть мордана к 4 частям уайт-спирита /разбавитель N2/. Излишки лака удаляют марлевым тампоном.

2. Процесс золочения.
Через 2 часа после нанесения лака-мордана на поверхность накладывают листы сусального золота с последующей полировкой.

3. После окончательного высыхания мордана удаляют загрязнения с поверхности золота 50% раствором спирта.

4. После удаления загрязнений на поверхность золота наносят слой акрил-фисташкового лака в составе: 1 часть акрил-фисташкового лака, 4 части пинена /разбавителя N4/.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗОЛОЧЕНИЯ НА ЛАК-ГУЛЬФАРБУ НА ФОНОВЫХ УЧАСТКАХ ОРНАМЕНТА.
1. После полного высыхания обработанной поверхности / от 15 до 20 дней/ на фоновых участках, предназначенных под золочения, наносят кистью-флейцем лак-гульфарба следующего состава: 1 ч. лака ПФ 283, 1/4 ч. лака-мордана, 1 ч. уайт-спирита /разбавитель N2/.

2. Процесс золочения.
Через 4 часа после нанесения лака-гульфарбы на поверхность накладывают листы сусального золота с последующей полировкой.

3. Удаляют загрязнения с поверхности золота.

4. После окончания работы по удалению загрязнений на поверхность золота наносят защитный слой акрил-фисташкового лака в составе: 1 ч. акрил-фисташкового лака, 4 ч. пинена /разбавителя N4/.

Компьютерное построение объемных моделей поверхностей Храма,
компановка и размещение изображений росписей.

Назад, в оглавление.