WWW.ХХС.RU \ БИБЛИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ \ ПРОГРАММА ВОССОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ ЖИВОПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (МЕТОДИКА)
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

_БИБЛИОГРАФИЯ_И_ПУБЛИКАЦИИ

КРАСКИ

Свинцовые белила. Краска относится к наиболее древним и до конца 18 века была единственной белой краской, употребляемой в станковой живописи. Обладает значительной укрывистостью, но несколько желтовата в тоне. Обладая многими полезными свойствами, с.б. не терпят смеси со многими красками: с кобальтом синим и фиолетовым светлым, капут-мортуум, краплаком красным и ультрамарином наблюдается потемнение тона с течением времени; с кобальтом фиолетовым темным, с марганцовой голубой, охрой темной, с марсом коричневым темным и светлым и некоторыми другими красками наблюдается высветление тона.

Цинковые белила. В 1796 году был взят в Англии патент на их изготовление. На масле ц.б. имеют слабую укрывистость и довольно медленно сохнут, а в толстом слое, в отличии от свинцовых, хрупки, образуют трещины. Просыхание идет в глубину, а не с поверхности, как у свинцовых белил, и, высохнув, не дают отлипа. В масляной живописи ц.б. используются во всех смесях и стоят на первом месте по употреблению. Прочны сами по себе, и в смесях.

Титановые белила. В живописи краска стала использоваться с 1912 г. в Норвегии и США. Сами по себе титановые белила очень прочны, представляют собой тонкий, довольно легкий порошок, более укрывисты, чем свинцовые. На льняном масле не связываются, так как темнеют и очень плохо сохнут. Их готовят на пентомасляном связующем, на котором они сохнут медленнее, чем свинцовые и цинковые. Согласно Рербергу и Виннеру, т.б. в смеси со многими красками обесцвечиваются, в частности; со всеми кадмиями, с кроном желтым, берлинской лазурью, ультрамарином, кобальтами и некоторыми другими. Краски на титановых белилах, покрытые масляными копаловыми лаками, темнеют.

Охра светлая. Краска известная еще в каменном веке. Охры - глины и их разновидности, богаты окислами железа, от содержания которых зависит их цвет, а также от содержания некоторых других примесей. По употреблению о. стоят на втором месте после белил, используются во множестве смесей, чаще всего для смягчения тона краски. По прочности в масляной живописи о. стоят на одном из первых мест; прочны сами по себе и в смесях. Охрами можно лессировать, чаще всего в целях смягчения тона. Скорость просыхания белил 2-3 дня, с цинковыми белилами - на 3-4-й день. Используют в станковой живописи, фреске и энкаустике.

Охра золотистая. Все, что было сказано об охре светлой, можно отнести и к охре золотистой.

Стронциановая желтая. Краска желто-лимонного цвета, представляет собой соли хромовой кислоты. Относится к той же группе красок, что и баритовая, хромовая и цинковая желтые. Известна со 2-й половины 19 века. В масляной живописи с.ж. прочнее большинства минеральных красок (искусственных) лимонного оттенка и почти не меняется в смесях.

Кадмий желтый (лимонный, светлый, средний, темный и оранжевый). Краска, наиболее употребляемая художниками, и используется во многих смесях. В химическом отношении - сернистый кадмий, впервые был предложен к употреблению 1817 г. В краске не присутствует свободной серы, поэтому она прочна во всех отношениях. Желтые кадмии опасны в соединении с медными красками и, в меньшей степени, железоокисными охрами и марсами. Наименее прочны светлые сорта кадмия ж., темные - вполне прочны. Необходимо опасаться соединений ж.к. со следующими красками: стронциановой ж., темными охрами, коричневыми марсами, умброй натуральной, коричневой Ван Дейка, краплаком фиолетовым, ультрамарином, кобальтом фиолетовым и костью жженой. Скорость просыхания краски средняя или низкая.

Массикот. Краску получают на первых стадиях прокаливания свинцовых белил. Краска непрочна во всех отношениях и ядовита, как все свинцовые краски.

Шафрановая желтая. Краска очень распространенная у русских художников 14-17 вв.; относится к растительным лаковым краскам. Очень яркая. Ее использовали как в чистом виде, так и в смесях с ярь-медянкой, крушиновым лаком и многими другими. Получают из соцветий шафрана экстрагированием. Непрочна, как многие органические красители.

Сиены натуральная и жженая. С.н. представляет собой натуральную желтую охру, но с большим содержанием окислов железа. Вместо глины (или в большей части) в сиене содержится кремнезем. Краска прочна и имеет высокие лессировочные свойства. При прокаливании с.н. получают сиену жженую, красно-коричневую, очень интенсивную, лессирующую в тонком слое и значительно укрывистую в корпусном. Обе краски используются во всех видах живописи. Скорость просыхания их значительна.

Умбра натуральная и жженая. У.н. - разновидность темных охр, окись и гидроокись железа и марганца. От желтых охр отличается содержанием в ней марганца, который придает ей темный цвет, часто с зеленоватым оттенком. Марганец, являясь сильным сиккативом, значительно ускоряет просыхание умбры. Ее часто вводят в верхний слой грунтов в качестве имприматуры, заставляющей быстро просыхать лежащие на ней краски. У.н. обладает сильно лессирующими свойствами. При прокаливании у.н. приобретает глубокий красно-коричневый тон с рыжеватым оттенком. Обе краски светостойкие, но в некоторых смесях могут изменять свой тон: свинцовыми белилами, волконскаитом, глауконитом, марганыовыми и со всеми кадмиевыми красками, марсами, краплаками, ультрамарином, с черными (костью ж., виноградной и персиковой) дает различные изменения тона, а с некоторыми красками - растрескивания.

Краски марсы: желтый, коричневый, английская красная, венецианская красная, капут мортуум, индийская красная. Современные марсы появляются в середине 19 века, за исключением капут мортуум, известной задолго до этого. Они состоят из окислов железа и глинозема, как и охры, но цвет их более интенсивный и прочность более значительна. Простейший способ приготовления - мокрый, заключается в смешании железного купороса с известковым молоком. Полученный в результате зеленоватый осадок окисляют на воздухе, отчего он приобретает желтый цвет. Осаждением его на глинозем, получают желтый марс - исходная краска. Прочие марсы получают прокаливанием желтого марса. Все марсовые краски очень прочны, может быть, наименее прочной из них краской является желтый марс.

Коричневая Ван Дейка. Краска представляет собой природный бурый уголь, разложившийся под водой. В состав краски входят окислы железа и перегнившие животные и органические остатки, а также серные соединения. Краска прозрачная, малопрочная, бледнеет на свету и с белилами теряет свой теплый оттенок; сохнет медленно.

Охры красные. Встречаются в двух разновидностях: природные земли и прокаленные охры. Их основное отличие - природные красные охры окрашены безводной окисью железа и содержат его больше, чем прокаленные. Все виды красных охр устойчивы к свету, атмосферным влияниям, прочны сами по себе и в смесях с другими красками.

Киноварь. Одна из древнейших красок; встречается в двух разновидностях: натуральная горная киноварь и искусственная - ртутная и сурьмяная. В химическом отношении - сернистая ртуть. При изготовлении горной киновари минерал измельчали обязательно с водой, промывая несколько раз, отмучивали, сушили и снова промывали, но уже в урине, винном спирте, уксусе. Такая промывка позволяла избавиться не только от примесей, но главное, от свободной серы. Творят ее на камеди.

Сурик свинцовый. Получают прокаливанием свинцовых белил. Краска очень сиккативная и очень непрочная. Его чаще используют в качестве сиккатива при варке олиф, а также позолотчики - в полимент.

Кадмии красные светлые, средние и темные. Открыты в начале 20 столетия в 10-20 годах. Относятся к сернистым соединениям, но по прочности превосходят желтые кадмии. Наиболее прочные - темные сорта. Их чаще употребляют в смесях с желтыми кадмиями. Их нельзя смешивать со свинцовыми и медными красками. С охрами темными, марсами коричневыми, умброй натуральной, ультрамарином, т.к. может вызвать высветление или загрязнение тона.

Краплак. До середины 19 в. это была растительная краска, сегодня ее готовят из каменноугольного дегтя. Краплак красный более прочный, чем фиолетовый. Наиболее опасны смеси краплака со свинцовыми красками, стронциановой желтой, окисью хрома, марганцовыми голубыми, кадмиями, умброй натуральной. Он дает растрескивание красок с углеродистыми соединениями. Сохнет медленно.

Ультрамарин. Существует двух разновидностей - природный и искусственный. Природный у. получают из минерала лазурит, лучшие сорта которого находят в Азии. Краску из него готовят чрезвычайно сложным способом. Натуральная краска обладает уникальной прочностью и особой глубиной цвета. Ее можно употреблять во всех видах живописи. Искусственный у. стали производить с 1827 г. По своему химическому составу она похожа на природную, но качество ее зависит от чистоты очистки компонентов входящих в нее. Он плохо переносит смеси со свинцовыми красками, с кадмиями, охрами и прочими земляными красками и краплаками. Его лучшее употребление - в лессировках.

Железная лазурь. Краска была открыта в Германии в 1704 - усовершенствована в 1724гг. Краска имеет необыкновенную силу тона и в разбеле дает очень яркие голубые тона, соседство с которыми не выдерживают ни одна из известных красок. Краска не обладает высокой прочностью и не выносит щелочей - непригодна в фреске. На свету высветляется, но в темноте вновь восстанавливает первоначальный цвет. Ж.л. не выдерживает смеси с краплаком, горной киноварью, всеми оттенками желтого кадмия, костью жженой, натуральными землями, свинцовыми красками, изумрудной зеленой. Сохнет хорошо в глубину.

Кобальты - синий светлый и темный, перулеум, синий спектральный, зеленый. Кобальт синий был получен в конце 18 в. Все кобальтовые краски довольно прочные соединения. Из-за большого поглощения масла, они могут вызвать трещины в живописи. При вечернем освещении темные синие кобальты теряют свой цвет, кажутся черными. Все кобальты сиккативны, смеси с ними других красок просыхают достаточно быстро. На сегодняшний день к. являются единственными прочными синими красками.

Азурит. Медная краска, получаемая из минерала того же названия. Ее готовят перетиранием минерала в порошок и промывкой щелочью. В качестве щелочи используют водный раствор поташа. Более грубый перетир дает более красивую синюю краску. Краска со временем изменяется в цвете.

Индиго. Очень красивая синяя краска, получаемая экстрагированием из индигоносных растений. Но очень непрочна.

Волконскоит. Зеленая краска, получаемая из минерала того же названия. Минерал впервые был обнаружен в начале 19 в. на Урале. Цвет - луковично-зеленый. Минерал не имеет постоянного химического состава и цвет его колеблется. Краска очень прочная, лессировочная, но очень медленно просыхает на масле. При изготовлении краски используют очень высокосиккативные связующие.

Окись хрома и изумрудная зелень. Обе краски относятся к хромовым, впервые открытым в 1793 г., а получившим использование в живописи в 1862 г. Обе краски вполне стойкие к свету, атмосферным воздействиям и в смесях с другими красками. Окись хрома имеет очень высокую укрывистость, изумрудная - лессировочная.

Вивианит. Сине-зеленая охра, синяя болотная руда. На воздухе окисляется, быстро меняя свой цвет на: зеленовато-голубой, индигово-синий, темно-синий, черно-синий до бурого. Эти изменения являются основным отличием его от других минералов. Он прозрачнее охр, хорошо смешивается с маслом, клеем и эмульсиями. Употребляется в любом виде живописи, но отрицательно реагирует на известковосодержащие составы, поэтому использование его в стенной живописи небезопасно.

Ярь-медянка. Одна из распространенных красок художников 10-17 вв. Способы ее приготовления в Западной Европе и у русских художников основывались на свойстве меди давать с разными кислотами зеленые и голубые соли. До 16 в. медную ярь использовали в основном в книжной миниатюре и иконописи. В 17 в. ее стали применять в стенной живописи по сухой известковой поверхности на желтковой эмульсии. На масле она быстро темнеет и на любом связующем в смесях с другими красками - очень непрочна. Лучшее ее использование в качестве лессировочной.

Глауконит. Зеленая охра, называемая у русских художников празеленью. Ее использовали как в станковой живописи, так и стенописи. В конце 18 в. в перечне русских красок она уже не встречается. На воздухе она быстро окисляется, теряя свой цвет - буреет. В масляной живописи - вполне прочная.

Малахит. Медная зеленая природная краска, получаемая из минерала малахит. В химическом отношении похожа на минерал азурит. В 15 в. ее использовали в иконописи, а с 16 - стали применять в стенописи. Краска весьма прочная.

Черные краски: слоновая и кость жженая, виноградная и персиковая черные, сажи. Черные краски представляют собой продукты сжигания, где красящим началом является углерод. Чаще, это искусственно сжигаемые растительная или животная клетчатки, реже - природные (минерал шунгит). Продукты обугливают без доступа или с небольшим доступом воздуха.

Слоновую кость готовят сжиганием слонового бивня, моржового клыка или оленьего рога. С.к. - краска с теплым бархатистым оттенком. На масле просыхает плохо, поэтому требует сиккативных добавок. Малоукрывиста. Пригодна для всех видов живописи. В нее часто вводили другие пигменты, для улучшения тех или иных ее качеств: окись хрома, железную лазурь, ярь-медянку. Она не терпит смеси со всеми кадмиями - сернистыми соединениями.

Виноградная черная является одной из наиболее стойких и прочных красок. Она смешивается со всеми красками, за исключением кадмиев. Ее готовят из молодых побегов, виноградных выжимок и высушенного отстоя виноградного вина.

Персиковую черную готовят на подобие виноградной - из молодых побегов персикового дерева или из персиковых косточек. Краска вполне прочная.

Сажи. Получают путем неполного сжигания органических веществ богатых углеродом: жирных растительных масел, животных жиров, смол, продуктов нефтепереработки, природных нефтяных газов. Дегтеобразные вещества, которые могут содержаться в саже, удаляют путем прокаливания сажи в тиглях и дальнейшей промывкой в спирте, скипидаре или в жидком горячем растворе едкого калия или натра. Из-за чрезмерной тонкости частиц сажа может мигрировать в живописи на масле из нижних слоев в верхние.

Рекомендация по устройству торкретштукатурки по нижней части центрального купола, стен барабана и пилонов.

Назад, в оглавление.