WWW.ХХС.RU \ БИБЛИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ \ ПРОГРАММА ВОССОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ ЖИВОПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (МЕТОДИКА)
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

_БИБЛИОГРАФИЯ_И_ПУБЛИКАЦИИ

РУССКАЯ ШКОЛА МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ НАКАНУНЕ РОСПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ И МАТЕРИАЛЫ

Русская школа живописи в начале своего формирования под влиянием итальянской живописи конца 16 в. имела в своей основе цветные довольно темные имприматуры, чаще теплых оттенков. Но постепенно, под дальнейшим воздействием французской школы живописи, темный цвет имприматур стал терять свое значение. Цветная подготовка к живописи стала высветляться. До середины 19 века русская классическая академическая школа живописи практически была незыблема.

Новое эстетическое направление в живописи также было заимствовано у западных академий художеств, в особенности французской. К последней четверти 19 века русские художники стали использовать очень светлые или просто белые грунты. Изменилась и сама технико-технологическая часть живописи. В отличие от метода старых мастеров, колорит картин стал строиться на новой основе - чередовании теплых и холодных тонов в любом месте картины (в каждой ее точке); работа велась в технике ала прима. Часто с упущением лессировок.

В 1863 году многие ученики Академии, оканчивающие курс обучения, которые должны были писать по конкурсу на большую золотую медаль, отказались от участия в конкурсе и вышли из Академии. В их числе находились И.Н. Крамской и Б.Б. Вениг - участвующие в росписи свода купола Храма Христа Спасителя. Таково положение в русской живописи существовало к моменту осуществления росписей. По-видимому художникам, работающим в Храме, была дана некоторая свобода в выборе эстетического разнообразия технологий исполнения масляной живописи.

Из вышесказанного можно смоделировать возможные схемы технологической системы исполнения масляной живописи в храме Христа Спасителя.

Вариант 1.
Первый этап. Перенос рисунка на белую поверхность стены и обводка водной коричневой или другой темной краской.
- Моделировка форм той же коричневой водной (клеевой или темперной) краской, используя белую поверхность вместо белил.
- Моделировку проводить непосредственно по белой стене, или более ускоренный способ - перед моделировкой всю поверхность покрыть легкой прозрачной водной краской теплого телесного цвета.

При переходе ко второму этапу, выполняемому масляными красками, поверхность укрепляют лаковым составом - олифа, разбавленная скипидаром, или мягкий ретушный лак.

Вариант 2.
- После переноса рисунка на стену коричневой краской укрепляют грунт лаковым составом.
- Покрытие поверхности легкой прозрачной масляной краской телесного или коричневого (умбра жженая) цвета. В этом случае наносимая на стену легкая прозрачная имприматура готовится на лаковом составе.
- Этой же масляной краской (имприматурой) легко, но тщательно прорабатывали все основные тени.
    Второй этап - подмалевок, относящийся к вариантам 1 и 2.
- На этом этапе прорабатывают все части поверхности картины в локальных, более или менее белильных тонах, работая по возможности не смесями, а чистыми разбеленными тонами, высветляя их по мере наслоения. В подмалевке обнаженного тела участвуют смеси тельных колеров; работа ведется на высветление тона.
    Третий этап вариантов 1 и 2 - лессировки.
Задача лессировок придать второму этапу силу цвета, глубину и теплоту тона, понизив белильные цвета второго этапа в тональности.

Вариант 3.
Работа ведется не по белому грунту, а по цветной подкладке - имприматуре. Имприматура может быть корпусной или прозрачной (разбеленная или чистая), теплого или холодного тона, менее или значительно плотного, вплоть до глубокого коричневого, красно-коричневого или другого цвета.

Рисунок. Имприматура:
а) Прозрачную краску наносят на белый грунт и закрывают прозрачной имприматурой (напр. умброй натуральной или жженой); рисунок просвечивается через слой краски. В имприматурах используют быстросохнущие краски - умбры, марсы и др.; в корпусных имприматурах - с добавлением свинцовых белил, кобальтов и др.
б) Имприматура наносится на белый грунт, а рисунок поверх ее. В зависимости от силы тона, рисунок может быть темный или светлый.

Краска в обоих случаях может быть водная или масляная. В случае масляной краски, перед нанесением имприматуры поверхность стены обрабатывается масляной или лаковой смоляной ретушью.

Моделировка форм.

По легкой прозрачной имприматуре ведется моделировка прозрачной коричневой, красно-коричневой, телесной или другой краской в зависимости от цвета имприматуры. Работа проводится по всей поверхности в полутонах или теневых участках, оставляя не окрашенными светлые части. В этом варианте, в отличие от двух предыдущих, на втором этапе в работе используется гризайль.

Одновременно с проработкой форм прозрачной краской в теневых участках и полутонах, в светлых участках работа ведется гризайлью. Гризайль может быть серая или локальных белильных тонов. Задача гризайлии - тщательно проработать все формы в светлых и полутональных участках картины.

Далее следуют лессировки.

Вариант 4.
Этап 1 - Рисунок. Имприматура или грунт - плотная масляная краска. По цветным светлым или темным грунтам или имприматурам рисунок переносится белой или другой краской.
Этап 2 - Моделировка форм. Живопись ведется подцвеченной гризайлью, моделируя формы только в светлых участках и полутонах. В это же время можно прописывать теневые участки в виде рефлексов, по возможности избегая попадания в них белил.
Этап 3 - Лессировки. Задача лессировками объединить колорит картины (и возможно утеплить его). На этой стадии делаются удары - максимальное высветление и углубление тонов. При необходимости, лессировки можно повторить.

Материалы живописи.

Назад, в оглавление.