ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.31, 17 августа 2000.

Содержание выпуска.

КАНОНИЗАЦИЯ ПОСЛЕДНЕГО САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО НЕ МОЖЕТ НЕ ВЫЗВАТЬ СПОРОВ
Александр Нежный
"О. Георгий Чистяков: Важно, чтобы церковь всегда оставалась вне политических процессов " Известия, 14.08.2000, с.6

- Насколько соответствует готовящееся прославление царской семьи церковным традициям?
- В Русской православной церкви почитаются как святые более чем 30 древнерусских князей. Из них только четверо оставили след в политической истории России. Это князь Владимир, Александр Невский, недавно канонизированный Дмитрий Донской и Андрей Боголюбский. Все остальные почитаются именно как угодники Божий, как чудотворцы, причем их почитание всегда носит преимущественно местный характер, потому что каждого из этих святых более всего знают в том городе, где он княжил, где он потом прославился как святой. Почитание святого или, вернее, обнаружение святого - это процесс во многом стихийный. Ведь не Собор и не собрание епископов делают угодника Божьего святым, а исключительно Бог. А люди верующие мало-помалу это обнаруживают. Начинается народное почитание. Скажем, московский старец Зосима-Захария до сих пор не прославлен как святой Архиерейским собором. Но при этом на Немецкое кладбище к нему на могилку ходят люди, просят у Бога его молитвами помощи и получают эту помощь. Или отец Алексей Мечов, знаменитый московский священник начала века, он тоже пока не прославлен как святой Архиерейским собором, его имени нет в церковных календарях, но вся верующая Москва знает его как угодника Божьего, как великого праведника. Патриарх Тихон, прежде чем он был прославлен, тоже давным-давно почитался как святой. Поэтому здесь надо говорить не о том законодательном акте, который закрепляет то, что уже есть, а именно о народном почитании.
- Мы можем говорить о том, что царю молятся как святому?
- Народное почитание царя Николая Второго и его семьи безусловно существует. Более того, в Екатеринбургской епархии царская семья давно уже прославлена в качестве местночтимых святых. Этот акт совершается указом местного епископа по просьбе верующих его епархии. Таким образом, в рамках Екатеринбургской епархии члены царской семьи уже давно почитаются как святые.
Когда мы почитаем святого, то прежде всего это выражается в том, что мы за этого праведника благодарим Бога и этого праведника, который, конечно же, умер только телесно, но продолжает жить бессмертной своею душой, просим быть ходатаем о нас перед Богом, просим его молитв. И не более. Я могу напомнить, что знаменитый подвижник прошлого столетия Феофан-затворник говорил о том, что все святые настолько тесно общаются друг с другом, что один ни за что не обидится, если воздается почитание не ему, а другому. Он говорил так: "Мы молимся одному святому, а слышат все". Вот об этом тоже мы иногда забываем. Торжественное прославление святого - бывают и такие случаи - оно, как правило, связано с какими-то переломными моментами в жизни церкви. Таким было, например, прославление Серафима" Саровского в 1903 году, в начале нашего века, когда уже чувствовалось приближение революции. Поэтому церковь поняла, что нужно народное почитание старца Серафима закрепить торжественно и общецерковно. Сегодня ситуация несколько иная. Я повторяю, что царь-батюшка и его близкие почитаются, к ним относятся люди благоговейно и с большой любовью. Но к этому почитанию примешивается очень много политики.
Мы знаем, что настаивают на скорейшей и очень торжественной канонизации царя люди, которые не очень хорошо разбираются в церковной жизни, но зато прекрасно разбираются в политической жизни и, как правило, принадлежат к каким-то если не экстремистским, то почти экстремистским политическим течениям. Не так давно в Минск была торжественно принесена икона Николая Второго, но оберегали, охраняли эту икону боевики "Русского национального единства". И, естественно, это очень многих верующих напугало. Националисты, которые по сути своей язычники, всегда используют символы православия: восьмиконечный крест, царская корона, иконы древнерусских святых, особенно если они были князьями, и почитание царя-батюшки. И вот этот момент, мне кажется, наиболее серьезным в том, что происходит сейчас. Царь почитается как убиенный страстотерпец и святой уже давно. Царь почитается православными людьми многих поколений во многих странах вне зависимости от того, как к этому относится Архиерейский собор. И это абсолютно естественно. Но, с другой стороны, очень опасно, когда берется эта одна семья святых угодников и как бы противопоставляется всем остальным. Очень опасно, когда начинают говорить о том, что Николай Второй и его близкие - это самые великие святые из всех святых православия. Это связано с нашей невоцерковленностью, это связано с тем, что мы еще не очень глубоко укоренены в вере, не чувствуем, что главное, а что второстепенное.
Я думаю, что Николай Второй будет прославлен в большом сонме мучеников, пострадавших за веру православную в течение двадцатого века. И это, естественно, хорошо, но нам важно сейчас говорить о том, чтобы Россия все-таки почувствовала, что такое христианство и православие, а не использовала какие-то элементы православия для создания новой идеологии. Вот этого бы очень не хотелось, это может разрушить то, что удалось сделать за эти годы, это бы разрушило то, что удалось сохранить за трудный двадцатый век сначала в катакомбах, а потом в наполовину катакомбной церкви 60-70-х годов, когда прикрываемые служением наших патриархов Алексия Первого и Пимена люди, отрезанные от средств массовой информации, все-таки передавали свою веру младшим поколениям, учили вере друг друга. В те времена православная литература практически не издавалась, книги переписывались на машинке, а иногда и от руки, люди учились вере не по книгам и не в воскресных школах, а дома у старших или просто по дороге в церковь, где-нибудь в электричке или автобусе, а иногда и на скамеечке возле храма. Но в это время православие было сохранено. И сегодня нам очень важно все это не утратить, все это не потерять.
Мне кажется, что наш Синод и Архиерейский собор ведут линию достаточно мудрую, осторожную и в высшей степени соответствующую тому духу почитания святых, который царит в церкви уже почти две тысячи. Что же касается самой полноты Русской православной церкви, то мы понимаем, что главное событие, о котором будет говориться на Соборе, это двухтысячелетие христианства, это 2000 год, это начало третьего тысячелетия, это вступление церкви в новую эру. А в этой новой эре очень важно, чтобы мы не забыли слова апостола Павла о том, что Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же.
- Будут ли, по вашему мнению, на Соборе канонизированы так же те люди, кто оставался с мучениками до конца, до их смертного часа? Доктор Боткин, слуги, те, кто был вместе с ними, те, кто не ушел, хотя им и предлагалось уйти.
- Поскольку я не видел документов, то я об этом ровным счетом ничего не могу сказать. Я полагаю, что все-таки прославление происходит именно в силу почитания. Мы знаем, что вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной несколько лет назад была канонизирована и ее ближайшая сподвижница инокиня Варвара. Конечно, мученица Варвара почитается не так широко, как княгиня Елизавета Федоровна, но тем не менее она была канонизирована вместе с ней.
- 18 лет назад Русская зарубежная православная церковь канонизировала всю царскую семью и всех, кто вместе с ней принял мученическую смерть. ...
- Когда Русская православная церковь за рубежом канонизировала царскую семью, это было, с одной стороны, сделано в ответ на реальное почитание царя и его близких, которое имело и имеет место среди русских зарубежья. С другой стороны, это было сделано для того, чтобы подчеркнуть, что Русская православная церковь в России этого не делает, потому что она связана с безбожной властью. То есть в этой канонизации были тесно сплетены два компонента: духовный и политический. И, кстати говоря, именно это сделало канонизацию царской семьи Русской зарубежной церковью ущербной. Потому что вскоре после того, как царь и его семья были канонизированы, Архиерейский синод Русской православной церкви за рубежом был вынужден сделать разъяснение, что их почитание необязательно для православных людей. Примерно в то же время Русской зарубежной церковью были канонизированы блаженная Ксения и отец Иоанн Кронштадтский, и никто эти канонизации под сомнение не поставил, потому что они были вне политики. Чрезвычайно важно, чтобы церковь, особенно в тех решениях, которые имеют большое значение в ее жизни, всегда оставалась вне политических процессов.


TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев