ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.31, 17 августа 2000.

Содержание выпуска.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II СОВЕРШИЛ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ОСВЯЩЕНИЕ ЗАЛА ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ НА 1500 МЕСТ, В КОТОРОМ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ПРАВОСЛАВНЫЙ ФОРУМ, ЗАЛА ЗАСЕДАНИЙ СВЯЩЕННОГО СИНОДА, А ТАКЖЕ ЗАЛОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ И ТРАПЕЗ
Александр Николаев, Владимир Андреев
"Первый собор третьего тысячелетия", Труд, 12.08.2000, с.3

Вчера, за два дня до открытия в Москве юбилейного Архиерейского Собора, посвященного 2000-летию Рождества Христова. При этом священнодействии присутствовали постоянные члены Священного Синода, мэр Москвы Юрий Лужков, президент Российской академии художеств Зураб Церетели.
Еще в начале нынешнего года трудно было поверить, что к назначенному сроку храм Христа Спасителя будет принят государственной комиссией - очень многое оставалось сделать. Все минувшие месяцы работы здесь велись денно и нощно, работали полторы тысячи человек, созидая необыкновенную красоту. Патриарх Алексий II сердечно поблагодарил руководство Москвы, проектировщиков, архитекторов, художников, строителей, инженеров за подвижнические труды по воссозданию всенародной православной святыни.
13 августа в Москве соберутся более 150 епископов Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор, согласно Уставу, проводится каждые два года.
Этот год особый. Соборы 1994 и 1997 годов проходили в Свято-Даниловом монастыре, а теперь, когда окончательно завершено воссоздание храма Христа Спасителя, епископы соберутся здесь, в специальном соборном зале. 19 августа участниками Архиерейского Собора при огромном количестве гостей со всего мира храм Христа Спасителя будет освящен.
Православный мир, равно как и католический, покоится на абсолютной духовной власти епископа. Епископы являются преемниками Апостолов. Причем это преемство носит буквальный характер. Начиная с апостолов Петра и Павла, которые стали первоиерархами древней Церкви, каждый следующий епископ мог быть, согласно канонам, рукоположен только совместным действием двух епископов. Это значит, что касание руки Спасителя - Иисуса Христа - передается всем последующим поколениям епископов вплоть до сегодняшнего дня. Именно это делает духовный авторитет епископа безусловным. Отсюда и православная аксиома: "Нет епископа, нет и Церкви".
Собор юбилейного года, как уже известно, не ограничится торжествами. В его рабочей повестке - обсуждение трех основных вопросов. Это - социальное учение Церкви, отношение к инославным (т.е. верующим иных конфессий) и необходимые изменения в механизме высшего управления Церкви. Кроме того, на Соборе будут подводиться итоги почти десятилетней работы двух церковных комиссий. Одним из решений прошлых соборов было поручено специальной комиссии составить каталог всех наиболее острых проблем современного богословия; другой комиссии - собрать и проверить сведения о жизни, гибели и почитании христиан - жертв атеистического террора.
За десятилетие была проделана огромная работа, и теперь она завершена. Что касается канонизации новомучеников, то практически в каждой епархии - а их сегодня 89 - есть свои почитаемые подвижники Церкви, расстрелянные в годы репрессий или погибшие в лагерях. В 1917-1937 гг. было уничтожено не менее 30 тысяч священников, монахов и мирян, отказавшихся поступиться своей верой. Ожидается, что Собор канонизирует более 1000 новомучеников для общецерковного почитания. Как быть с остальными? Если учесть, что в архивах обнаруживаются все новые сведения о жертвах? Ожидается, что Собор подведет итоги и примет решение о том, что вновь установленные имена будут присоединяться к Собору российских новомучеников.
Социальное учение Русской Православной Церкви, которое в виде объемного документа выносится на обсуждение Собора, - по-настоящему уникальное явление. Соборы епископов, как свидетельствует история Церкви, принимали общим решением документы по догматическим вопросам, в основном касающимся ересей. В остальном православный мир руководствовался Священным Писанием и преданием, т.е. наследием святых отцов. Сегодня, в конце XX века, есть масса проблем, на которые нет прямого ответа в этом наследии, они вызывают разногласия в православном мире. Именно поэтому на Архиерейском Соборе 1997 года было принято решение разработать "социальную доктрину" Русской Церкви и утвердить ее соборным решением. Основную тематику социального учения неоднократно в своих выступлениях называл Патриарх Алексий II: как Церкви относиться к тем формам государства, которых человечество не знало во времена отцов Церкви? Чем является глобализация - прогрессом или безусловным злом? Попирают ли достижения биотехнологий основы Творения?
К разработке социального учения комиссия во главе с митрополитом Кириллом (Гундяевым) привлекала многих богословов и светских ученых. В нем находят свое место основные достижения и современного православного богословия, и опыт русской философии начала XX века. Как считают участники подготовки документа, принятие его за основу на Соборе поднимает православный богословский диалог по социальным проблемам на новый уровень.
Наконец, Собор будет обсуждать специальный документ "Об 31 отношении к инославным". За этим названием скрывается проблема нашего диалога с лютеранами, реформатами, с древними церквами Востока, которые не участвовали в одном из Вселенских соборов, - Халкидонском, не признали его решений и потому называются "дохалкидонскими". Но в первую очередь, с католиками. Как известно, не реже одного с раза в год все новостные агентства сообщают о возможной встрече Патриарха Алексия II и Римского Папы Иоанна Павла II.
И всякий раз встреча откладывается. Почему? Может сложиться ошибочное впечатление, что Патриарх - несговорчив и не готов ответить на примирительные инициативы Ватикана. Многие думают, что проблемы нашего конфликта с Ватиканом - это исключительно "пережиток средневековья". В каком- то смысле это так, поскольку историческая память верующих : очень долгая и православным не легко забыть намерения Римского престола подчинить себе российских христиан. Ведь предлагали папские легаты Александру Невскому перейти в "латинскую веру", а позже - на Флорентийском соборе вынуждали епископов восточной Церкви заключить унию. Но есть проблема, рожденная XX веком, - это соседство униатов и православных в Западной Украине. Здесь на окраинах больших империй верующие оказались заложниками политических и военных планов, сначала царской администрации, затем Сталина, украинских националистов. В результате к концу столетия православные общины, подчиненные Московскому Патриарху, оказались лишены храмов. Их права попираются. Это препятствует нормальному диалогу православных и католиков. Но не только это. Отношение к инославным имеет и более глубокий, вероучительный смысл. Как православным в конце XX века относиться к верующим других конфессий: как к еретикам? Или как к представителям "Церквей-Сестер". И главное - как сохранить надежду на преодоление разделения и не поступиться полнотой истины, которую наследует Православная церковь. Православные, как известно, не могут и не должны причащаться вместе с инославными, но это не значит, что невозможен диалог, совместная работа, взаимное усвоение лучших богословских достижений. Об этом говорил в ходе подготовки Собора митрополит Филарет Минский, возглавляющий богословскую комиссию Русской церкви.
Если учесть, что Собор проходит и в важный для российского общества момент выбора пути развития на ближайшие десятилетия, его решения будут иметь значение далеко за пределами собственно церковной сферы.


TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев