ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ "РАДОНЕЖ"

Оглавление номера

 

СВЕЖЕЕ РЕШЕНИЕ

Натовская агрессия как рекламна кампания

Реклама давно уже вышла за узко утилитарные рамки. Она стала целой областью искусства, конкурируя в зрелищности и динамичности со многими другими его видами: живописью, театром, кинематографом. Извлечение прямой коммерческой прибыли порой даже отходит на второй план перед заманчивыми перспективами моделировать мировоззрение других и пропагандировать определенный образ жизни.

Завоевание новых рынков сбыта является важной частью рекламной кампании. Однако сегодня реклама стала настолько изощренной, что все труднее и труднее придумать оригинальный способ убеждения покупателей. Война - это свежая и оригинальная идея.

При нападении на Югославию рекламировались не столько товары (самолеты и ракеты предстали как раз с невыгодной стороны, попадая часто не туда, куда надо), не столько услуги (хирургическое вмешательство было все-таки по-дикарски грубым), сколько сама технология, эффективный метод разрешени проблем. Не секрет, что распространение американского образа жизни является важной частью политики США, более того - национальной безопасности страны, о чем пишет, например, Збигнев Бжезинский в своей знаменитой книге о великих шахматных войнах. Это находит свое отражение и во внешней политике. “Поскольку подражание американскому пути развити постепенно пронизывает весь мир, это создает более благоприятные условия для установлени косвенной и на вид консенсуальной американской гегемонии”, - пишет Бжезинский. Это значит, что США готовы поставлять свои передовые технологии в области международных отношений кому угодно, понимая, что достойных конкурентов все равно не будет.

Хорошая рекламная кампания начинаетс задолго до появления самого товара. Задолго до начала агрессии против Югославии в западных (и не только западных) СМИ проводилась массированна обработка обывательского сознания, призванна сделать “демонов” из сербов и “ангелов” из албанцев. “Что происходит?” - как бы восклицал этот плакат, подобно недавнему рекламному трюку издательского дома “Коммерсантъ”. Большое белое поле рядом с этой надписью говорило, что ответ мы скоро получим.

Напряженное ожидание усиливалось обилием слухов, догадок, предположений. Переговоры в Рамбуйе стали удобным информационным поводом, своего рода трамплином для перехода к главному рекламному действу - эффектному карнавальному шоу, маскараду и фейерверку. Никакие слова не заменят восхитительного зрелища взрывающихся мостов, падающих телебашен, рушащихся электростанций. Что уж говорить о разгромленных поездах и автобусах, церквах и монастырях, изуродованных людях и бессловесных мертвецах? Публичное четвертование с последующим отрубанием головы давно было излюбленным зрелищем даже для самых слабонервных дам. Не страшно, что в число жертв попали и албанцы, а также болгары, румыны и кто-то еще. В рекламной акции главное не правдивость и адекватность, а привлекательность и убедительность. Военные сводки всегда красноречивее любых лозунгов.

Впрочем, хороший слоган никогда не помешает. Скажем, “Счастливой Пасхи!” на черных бомбах - чем не удачная находка: игра на контрасте и точно ко времени? В средние века, к сожалению, люди не были столь остроумны и не писали “Доброго здоровья!” на топоре палача, чтобы хоть как-то развеселить трепещущих дам.

Натовские самолеты стали мощным двигателем торговли. На крыльях желания они принесли надменную силу и безграничную самоуверенность, два груза в подарок страждущему человечеству. “Небеса будут ваши”, - отличный лозунг для завершения рекламной кампании.

Есть проблемы? Делай как мы! No problem.

 

Владислав Томачинский

Оглавление номера

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев