ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ "РАДОНЕЖ"

Оглавление номера

“ЯБЛОКО” ПРОТИВ ЗАКОНА О СВОБОДЕ СОВЕСТИ

Уполномоченный по правам человека в РФ О.О.Миронов, недавно прославившийся тем, что не усмотрел на Кубе Фиделя Кастро нарушений прав человека, обнаружил их в федеральном Законе о свободе совести и религиозных объединениях. Наиболее пикантная подробность в этом деле состоит в том, что Миронов, будучи депутатом Госдумы, сам голосовал за этот Закон и участвовал во всех стадиях его проработки и согласований.

И вдруг спустя уже почти два года после принятия Закона, Миронов опомнился и теперь заявляет, что, хотя и голосовал за Закон, но тот противоречит всему: и Конституции, и международным обязательствам России. Соответствующее Заключение об этом он направил в Комитет по делам Общественных объединений и религиозных организаций Госдумы, а также опубликовал в “Российской газете”.

В Правительстве, однако, это было расценено как нарушение служебной этики, в Госдуме - вызвало раздражение, а юристами было расценено как откровенная глупость.

Кто инспирировал столь странное поведение Миронова, остается пока загадкой, но текст Заключения, несмотря на явную абсурдность его положений, вызвал нескрываемое одобрение “яблочников”.

Постоянная палата по правам человека Политического консультативного совета при Президенте РФ, которую контролирует “Яблоко” через Председателя палаты, скандально знаменитого депутата В. Борщева, и его “тайного агента” Льва Левинсона, немедленно распространила Решение “О свободе совести и правовом регулировании деятельности религиозных объединений”, в котором выражаетс полная поддержка Заключению Миронова и повторяются старые клеветы на Закон.

Зачем это нужно Борщеву и “Яблоку”, понятно. За этим стоит просто политика. “Яблоко”, судя по всему, определилось в своей стратегии по отношению к религиозному электорату. В голову избирателей внедряетс мысль, что интересы протестантов и вообще религиозных меньшинств в Думе защищает лишь одна фракция - “Яблоко”, все же остальные принимают вот такие нехорошие законы. Борщев недавно даже лично выступал в суде в поддержку иеговистов, с которыми сейчас судятся родители. Учитывая, что сектантство всегда более идеологизировано и политизировано, чем Православная Церковь, да и более дисциплинированно, этот расчет может быть оценен как вполне прагматичный. Тем более что, по прогнозам социологов, эта тенденция будет увеличиваться и процент активного участи религиозных меньшинств на выборах будет расти. Сейчас уже не секрет, что на выборах в Хакасии именно голоса протестантов оказались решающими и брат Красноярского губернатора Лебедя победил именно благодаря им.

К сожалению, прагматический расчет в политике и совесть христианина или просто порядочного человека не всегда идут рука об руку, что с очевидностью “Яблоко” продемонстрировало и на сей раз.

Комиссия по вопросам общественных и религиозных объединения при Правительстве РФ подготовила соответствующий ответ, в котором отмечается, что “решение Постоянной палаты содержит в себе толкование Федерального закона, наиболее неблагоприятное с точки зрени обеспечения прав человека на свободу совести и вероисповедания и для реализации прав религиозных объединений”.

Более уничижительный ответ вряд ли можно сформулировать, но подождем и реакции Комиссии по религиозным объединениям Госдумы, которая, по нашим сведениям, подготовила свой, также неблагоприятный отзыв о действиях “омбудсмена”.

 

Заместителю председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций
В. В. БОРЩЕВУ

Уважаемый Валерий Васильевич!

В связи с решением Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерация от 14 мая 1999 г. информирую, что Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации в соответствии с: Положением о Комиссии выполняет координационно-методические функции в отношении деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляет контакты с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к ее компетенции.

Вынужден отметить, что решение Постоянной палаты содержит в себе толкование Федерального закона, наиболее неблагоприятное с точки зрения обеспечения прав человека на свободу совести и вероисповедания и дл реализации прав религиозных объединений. В связи с этим Комиссия не может руководствоваться им в разъяснительной работе, направленной против злоупотреблений и нарушений конституционных прав человека и гражданина.

Комиссия в своей деятельности опирается на понимание законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, основанное на статье 2 Федерального закона. Учитывая возможность разных подходов в субъектах Российской Федерации к применению тех или иных норм Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, что может негативно отразиться на религиозной ситуации в стране, Комиссия регулярно заслушивает на своих заседаниях информацию представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о практике применения Федерального закона. При выявлении возможных нарушений или отклонений от правовых норм Комиссией даютс рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленные на корректировку их деятельности по имплементации закона.

За прошедший со времени приняти закона период проведена значительна разъяснительная работа как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Одним из результатов такой работы явилось практическое отсутствие официальных жалоб религиозных организаций в отношении деятельности органов исполнительной власти, непосредственно связанной с применением Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

В связи с тем что действующий закон явился плодом нелегкого компромисса, условия дл которого не изменились, а также учитывая, что отдельные нормы Федерального закона стали предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, представляется разумным воздержаться от попыток внесения изменений в указанный закон до принятия решени Конституционным Судом.

Полномочный
представитель
Правительства
Российской Федерации
в Совете Федерации, заместитель
председателя Комиссии А. Себенцов

Оглавление номера

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев