zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

Алексей Рогожин

ДЕКАБРЬСКИЕ ЗАМЕТКИ

Жаркий, однако, выдался декабрь. Вроде бы врем года холодное, да и вообще Рождественский пост, христиане в трезвении и молитве готовятс встретить Рождество Спасителя, но мир (не Христов, а тот, что во зле лежит) пытается жить по своему закону - каждый день что-нибудь новенькое. Сначала были выборы, и политики с журналистами пытались утопить друг друга (и всех нас вместе с собой) в луже компромата. Потом навалилась подготовка к судорожному празнованию "миллениума". Но подошло 31 декабря - и, глядя на впавших в прострацию телекомментаторов, политиков и т.наз. "экспертов", нельзя было не признать, что "лучшим по профессии" среди ньюсмейкеров опять оказался Ельцин. При этом, хотя все телеканалы показали Патриарха, присутствовавшего при передаче президентских полномочий и благословившего Путина на исполнение обязанностей президента, никто из экспертов, кажется, так и не понял, что произошло. В комментариях наблюдались только клочки мыслей, невнятное бормотание про "сильное решение" и "гениальный ход" в подготовке президентских выборов. Понял - только Патриарх. Освящая в тот же день возрожденный Храм, он сказал о "новой странице в жизни государства российского". После почти целого века государственного безбожия власть в России вновь испрашивает благословения Церкви - это, действительно, новое. Страница пока пуста, мы еще увидим, что на ней будет написано, но шанс написать достойное - есть. Конечно, комментаторы рано или поздно придут в себя и напишут свои комментарии. Будут, с одной стороны, предупреждать об опасности "государственной Церкви", а с другой (на самом деле, той же) - возмущаться, "почему не позвали другие исторические конфессии". Вот поживем и увидим - почему.
Вообще же, пытаясь отвлечься от назойливо лезущей в поле внимания политики, надо заметить, что декабрь в сегодняшней России - это еще и время, когда общественное мнение охватывает своеобразная "календарная лихорадка". Это - как ежегодный грипп из Гонконга. Как декабрь - все бросаются обсуждать, почему это Православна Церковь в России живет по какому-то своему календарю? И как добиться, чтобы она перестала это делать? Аргументация при этом употребляетс до боли знакомая - в стиле "а женщины уже в волейбол играют!". "Весь христианский мир сегодня празднует 2000-летие Рождества", - по-левитановски торжественно сообщает телеведущая вечером 24 декабря, и ты невольно дергаешься - как же это, ведь они все уже, а я еще..., ведь надо же "догнать и перегнать!". "Отрадно отметить", продолжает ведущая, "что и у нас в России с каждым годом все больше людей, празднующих католическое Рождество". Но выяснить, чем это отрадно, не успеваешь, так как вскоре на экран (это РТР) выпадает фоменкист - почему-то именно к нему обратились за разъяснением про Рождество - и сообщает ведущей, что праздновать особенно нечего, потому что вообще все было не там, не так и не тогда (как это и принято у Фоменки). И не только Рождество. Когда он доходит до Куликовской битвы (которая, оказывается, случилась не так давно где-то в районе московской мэрии, а участвовали в ней, наверное, злой ворог Доренко и светлый витязь Хинштейн), и ты ждешь, что сейчас-то уж точно должны принести в студию полотенца, чтобы скрутить наконец всех - и ведущих и ведомых, оказывается, что это не предел. Перед камерой появляется экономист и начинает всерьез обсуждать с вконец очумелыми ведущими следующую проблему - стремился ли Иисус контролировать финансовые потоки в Иудее... Может быть, кто-то скажет, что это все особенности современного российского идиотизма, да еще тут выборы случились, вот крыши-то и едут, а зато там, на христианском Западе, где весь христианский мир... Надо заметить, что "христианский Запад" решил проблему радикально. По TV показали (9.12) церемонию зажжения главной рождественской елки Америки - около Белого Дома. Почему-то ее зажгли аж за две недели до "западного" Рождества. Зато это событие по времени совпало с празднованием хануки. Церемонию (елки, а не хануки) возглавил президент Клинтон. Без супруги - как объяснили, первая леди в это врем встречалась со своими избирателями - представителями лиги сексуальных меньшинств (а попробовала бы она не встретиться...). Духовна консолидированность бывшего христианского Запада действительно поражает. И поскольку "миллениумная" истерика все нарастает, можно ожидать, что на пурим 2000 года Клинтон будет раздавать пасхальных шоколадных зайчиков (это у западных христиан главный пасхальный символ).
Но что же празднуют в Рождество новые (или бывшие) христиане? Ан масс, так сказать? Кто у них символ "главного христианского праздника" (Пасху на Западе особенно-то и не празднуют)? Недавно в одном американском фильме (показанном в аккурат под выборы - поскольку представлял он злую сатиру на так называемые избирательные технологии) промелькнула знаменательная фраза: "Война без героя - все равно, что Рождество без главного действующего лица - жареного гуся". Это очень точно сказано - поскольку, согласно различным опросам, значительная часть того самого западного "христианского мира", который "празднует", давно уже утратила веру в основные догматы христианства - Божество Спасителя, Его Воплощение и Воскресение. Поэтому и приходитс праздновать не Спасово Рождество, которым дарован был миру свет разума, а смерть гуся, прибавляющую разве что холестерина (ну и прибылей птицефермам, разумеется). Это празднование и вправду уместно начинать на ханукальной неделе - недаром же преп. Иоанн Лествичник заметил как-то, что христианин, "во время поста за много дней до праздника рассчитывающий, какими снедями почтить праздник, подобен иудею, радующемуся о своей субботе" (или хануке). Непонятно только, кого тут и зачем догонять или перегонять?
Гнаться за общечеловеческими ценностями тем более бессмысленно, что они сами нас догонят. Или уже догнали. По мере дехристианизации западного мира, по мере утраты паствы у себя дома, основные конфессии все настойчивее ломятся в Россию с проповедью того, во что сами верить почти перестали. Прошедший месяц и здесь дал несколько забавных примеров. Вот, например, посетил Саратов нунций (полномочный представитель) папы римского в России архиепископ Джон Буковски. Нунций "высоко оценил", как сообщалось, областные благотворительные и социальные инициативы и достижения, "ориентированные на сохранение мира, стабильности в обществе, соблюдение прав человека". А губернатор саратовский - Дмитрий Аяцков - в конец, видимо, расстрогавшись, просил нунция передать папе римскому Иоанну Павлу II приглашение посетить Саратовскую область и заверил при этом, что жители области окажут самый теплый прием. Перед выборами, оно, конечно, - чего не сделаешь имиджа ради (или рейтинга для). Про инициативы социальные и благотворительные вот только неясно. Вроде бы по этой части про Саратов до сих пор как-то не много чего слышалось. А начинаешь припоминать - так почему-то лезет в память, как с год назад в области, под таким отеческим руководством благоденствующей, открывали первый в России легальный дом терпимости. Помнится, и тогда тоже губернатор в телекамеры улыбался (а чего ж не радоваться - ведь фракция-то в думе так и называлась - "Наш дом") и что-то толковал о прогрессе. Уж какая это была инициатива - социальная, или там благотворительная, прибавилось ли от нее стабильности или соблюдения - не будем гадать. Можно предположить, что, по крайней мере, нунций не это нахваливал - а то уж совсем странно было бы. Нунций Буковски, впрочем, тоже способен на экстравагантные поступки - несколько лет назад, при назначении на должность, он в одном из интервью брякнул, что Святой Престол рассматривает Россию, как свою миссионерскую территорию. И тогда тоже вышел небольшой конфуз. Будем, во всяком случае, надеяться, что если папа вздумает воспользоваться приглашением, в Саратове не учредят к его приезду (для лучшего соблюдения прав человека) шариатский суд...
Через несколько дней, впрочем, выяснилось, что архиепископ Буковски ездил в Саратов вовсе не за благотворительностью Аяцкова. Нунций объявил, что папа Иоанн Павел II учредил Апостольскую администратуру для католиков латинского обряда Юга Европейской части России, а центром администратуры стал город Саратов. Это уже вторая администратура, созданная католиками на нашей канонической территории за последний год. Учитывая сказанное выше, нельзя не признать, что миссия западного христианства развивается в России весьма успешно. Город Саратов, во всяком случае, уже стал средоточием такой общечеловеческой ценности, как терпимость.
Кстати о терпимости. Не в смысле дома, а вообще. Ее теперь в России будет столько, что мало, действительно, не покажется. И не только в Саратове. Дело в том, что ноябре в Администрации президента РФ состоялось заседание Комиссии при президенте РФ по противодействию политическому экстремизму. Как сообщалось, в рамках подготовки федеральной программы по противодействию политическому и религиозному экстремизму разработана научно-образовательная программа "Формирование установок толерантного сознания, веротерпимости, миролюбия и профилактика экстремизма в гражданском обществе". Разработчик - психолог Асмолов. Интересно, что на толерантность и веротерпимость г-на Асмолова "перебросили" с фронта борьбы за сексуальное просвещение подрастающего поколения - федеральную программу "про это" Асмолов пропихивал, будучи в кресле министра образования. Правда, ту, предыдущую, разработку Асмолова, некоторые эксперты-педагоги оценивали, как весьма радикальную, чтобы не сказать - экстремистскую. Но это как раз понятно - потому что как ее и воспитывать - свободу-то (сексуальную или политическую)? Только дубинкой обязаловки - этот основной принцип воспитания к свободе все революционеры давно уяснили. Не про тычинки же с пестиками рассказывать, в самом-то деле. Так что вполне можно предполагать, что под руководством столь опытного учителя толерантности экстремизм будет, наконец, замочен в... м-м-м... в отдельно взятом гражданском обществе.
Если же, паче чаяния, и эта гениальная разработка потерпит неудачу - не беда, найдутся в России и другие учителя терпимости. Не оскудела еще этим ресурсом российская земля. Вот, например, какую штуку отмочили недавно члены кочевого ордена вольных катехизаторов. Орден возник два с половиной года назад как естественное развитие идеи "миссионерского прихода" о. Кочеткова и тоже рассматривает Россию в качестве своей миссионерской территории. Не добившись успеха во внутренней, так сказать, миссии - не встретив в новоназначенном на приход священнике понимани своей концепции терпимости и миролюбия - толерантные братчики запихнули несогласного в психовозку. Эта модель толерантности, однако, не встретила понимания у священноначалия. Прещения, наложенные священноначалием, в свою очередь, не встретили понимания у последователей о. Георгия - потому что это ведь так нетолерантно - прещение. И кочетковцы закочевали. Но, прикочевав в очередной московский храм - преп. Феодора Студита иже у Никитских врат, они опять потерпели от вопиющей нетерпимости - настоятель посмел рекомендовать им перед причащением Святых Таин обыкновенную у православных подготовку и исповедь. Экая нелепица! Всем известно, что в результате особенной психотехнической подготовки, именуемой "катехизацией по о. Кочеткову" вольные катехизаторы достигают особой степени святости (у преп. Иоанна Лествичника степеней духовного возрастани описано около тридцати - эта новая, должно быть, тридцать третья), позволяющей приступать к Чаше без какой-то еще подготовки, предназначенной дл людей обыкновенных. Но настоятель, то ли не зна этого, то ли просто желая следовать уставам Святой Церкви, порекомендовал воздерживающимс от всенощной и от исповеди - воздержаться и от Причастия. Как быть? Неужели каяться и смиряться?
Почему-то вспомнилось повествование из Патерика о еще одном кочующем брате. Он кочевать начал после того, как обнаружил, что в обители, где он подвизался, и где все его любили, один брат, однако, его возненавидел. Перейдя в другой монастырь, он вскорости понял, что здесь его любят шесть братьев, а другие шесть - терпеть не могут. И ушел в третью обитель. Здесь несчастный "перекати-поле" обнаружил, что его совсем никто не терпит. Однако, опамятовавшись, он отказался от кочевого подвига, написал на хартии слова "Все стерплю ради Христа" и скрыл написанное в поясе. В трудную минуту, когда уж совсем "доставали" нелюбезные братья, он доставал из пояса хартию, прочитав написанное, приводил на память заповедь Христову о терпении, и все терпел.
Но так бывает (или должно быть) у христиан. А в общеевропейском доме терпимости, куда мы почти уже прикочевали, - по-другому. Вольные кочевники оказались "в своем роде догадливее сынов света" и, размахивая не то КЗОТом, не то Пактом, обратились за сатисфакцией в российское отделение Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС). Но поскольку неизвестно, есть ли жизнь на МАРСе, следующим шагом, видимо, будет просьба прислать в район Никитских ворот на помощь терпеливым миссионерам миссию ОБСЕ, а затем и силы НАТО по поддержанию всего, чего правозащитная душа запросит. А так как наилучшим средством поддержания терпимости последн организащия считает ковровые бомбардировки, московским властям нелишне будет обдумать возможность развертывания зенитно-ракетного комплекса на базе беседки "Пушкин и Наталья".


Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев