zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ

ИНТЕРВЬЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II ОБОЗРЕНИЮ "РАДОНЕЖ"

- Ваше Святейшество, недавний визит папы римского в Грузию подробно освещал-ся и продолжает активно комментироваться в СМИ. Между тем весьма кратко, только немногими СМИ сообщалось о вашем заявлении, в котором говорилось о не-возможности вашей встречи с папой и нежелательности его приезда в Россию. Не могли бы вы пояснить вашу точку зрения на эти вопросы?
- Я считаю, что до встречи с папой Иоанном Павлом II надо урегулировать все пробле-мы, которые существует между нашими Церквами. Об этих проблемах я говорил предста-вителям римо-католической церкви. Они есть, и просто встретиться, их не решив, я счи-таю, преждевременно.
- Чем же тогда объяснить настойчивость, с какой Ватикан, несмотря на ваши неод-нократные заявления о нежелательности встречи, продолжает заявлять о горячем стремлении такую встречу ускорить и использует для этого самые неожиданные по-воды - вплоть до проекта переноса визита папы римского в Вифлеем на начало ян-варя, - когда вы со всем православным миром будете встречать Рождество в Виф-лееме?
- Я думаю, что настойчивость проявляется из-за желания показать общественному мне-нию, что у нас нет проблем. А проблемы есть, и мы о них говорим. Поэтому и в 1997 году, когда намечалась встреча с папой Иоанном Павлом II в Австрии, я предлагал не только встретиться перед камерами телевидения, но и подписать какой-то документ, который да-вал бы оценку нашим взаимоотношениям и помог бы преодолеть существующие трудно-сти в наших отношениях. Мы тогда поставили три вопроса. Первый: Церкви должны, где бы ни возникали конфликты, возвышать свой голос за примирение, за мирное решение любых конфликтов. Второе: Церкви осуждают прозелитизм. Прозелитизм не может иметь место в отношениях между церквами-сестрами. И третье: мы не предлагали и не можем предлагать осудить унию, потому что это часть римо-католической церкви, но мы пред-ложили повторить то, что достигалось на Всеправославно-католических богословских встречах о том, что уния - это не путь к единству Церкви. Но за 10 дней до предполагае-мой встречи, как нам сообщил архиепископ Буковски, нунций в Москве, папа собственно-ручно изъял из этой Декларации или Меморандума упоминание и о прозелитизме, и об унии, после чего у нас не оставалось другого выхода, как отказаться от этой встречи. По-тому что вопросы, существующие между нашими церквами, не решались.
- Главный редактор "Русской мысли" Ирина Иловайская тогда просто высмеяла позицию нашей Церкви, заявив, что такого быть не может; что папа не мог никаким образом вычеркнуть это заявление. Как вы могли бы прокомментировать такую по-зицию западных журналистов?
- Я думаю, журналисты имеют право на комментарий. И, в частности, односторонний, со своих позиций. Но то, что я вам сообщил, - это исторический факт. Мы были официально уведомлены архиепископом Буковски, имевшим поручение папы сообщить нам, что папа изымает из текста этой Декларации упоминание о прозелитизме и об унии.
- В связи с этим можно ли сегодня утверждать, что экклезиология "Церквей-сестер" была действительно позицией римо-католической церкви после II Ватикан-ского собора? Позицией, от которой католики позднее отошли? Или эти уверения в "братско-сестринской" любви и стремлении к примирению были лишь пропаганди-стским приемом, призванным затушевать (ради нужды диалога - нужды прежде все-го для католиков, как оказалось) подлинные экклезиологические принципы като-лицизма. Ведь они остаютс неизменными на протяжении столетий, а именно: не-признание совершенной церковности за всякой церковью, отвергающей власть па-пы римского.
- Начинал II Ватиканский собор папа Иоанн XXIII - человек, который хотел действи-тельно внести вклад в улучшение отношений между римо-католической церковью и Пра-вославной Церковью. И на II Ватиканском соборе Православные Церкви были названы "Церквами-сестрами". Это экклезиологический принцип, который был провозглашен II Ватиканским собором. Я считаю, что в настоящее время римо-католическая церковь ото-шла от этого экклезиологического принципа. И вот пример: когда западные области Ук-раины были присоединены к Советскому Союзу, то советской властью была запрещена уния. В западных областях Украины оставались приходы Русской Православной Церкви, духовно окормлявшие и тех, кто возвратился из унии в Православие, и тех, кто оставался в душе своей униатом греко-католиком. Такая ситуация сохранялась на протяжении пяти-десяти лет. Многие сегодняшние греко-католические священники на Западной Украине получали образование в наших духовных учебных заведениях. Когда пришла пора рели-гиозной свободы, я думаю, в отношении "Церкви-сестры" можно было бы сказать слова благодарности за то, что в течение пятидесяти тяжелых лет государственного атеизма Русская Православная Церковь духовно окормляла греко-католиков, которые в ином слу-чае вряд ли остались бы вообще верующими. А что произошло? Произошел в буквальном смысле слова разгром православных епархий во Львове, Тернополе и в Ивано-Франковске. Происходило это на волне дикого национализма, с помощью военизирован-ной организации УНА-УНСО. Изгонялись православные из своих храмов, избивались священнослужители, осквернялись святыни. Это можно было бы еще представить в пери-од средневековья, но чтобы это происходило в XX веке в отношении "Церкви-сестры" - не укладывается в сознании!
На территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана осуществляется прозелитизм - что тоже не может иметь места в отношениях между Церквами-сестрами. Идет католиче-ская экспансия. Только в России работает около десяти миссионерских католических ор-денов. Я думаю, что если бы нас искренне считали "Церквами-сестрами", то прозелитизм, религиозная экспансия были бы полностью исключены.
- В связи с этим можно ли говорить в нынешних обстоятельствах о продуктивности и перспективах диалога любви с католичеством? Как объяснить приверженность к столь бесперспективному диалогу со стороны, скажем, Константинопольской Пат-риархии, действия которой в этом направлении неоднократно вызывали протесты православных (как, например, недавнее обращение святогорского монашества)?
- Я считаю, что Православные Церкви единодушны в том, что ограничивают богослов-ский диалог с римо-католической церковью только двумя темами: прозелитизм и уния. Потому что это сегодня самые актуальные проблемы наших взаимоотношений.
Мы ежегодно на уровне ОВЦС и Секретариата по христианскому единству проводим встречи с представителями римо-католической церкви, и часто на них достигаются неко-торые совместные решения. Но, к сожалению, они остаются только на бумаге. Например, видение событий со стороны греко-католиков полностью противоречит их пониманию иерархами и священнослужителями Православной Церкви Украины. Поэтому было реше-но создать совместную комиссию, которая бы посещала конфликтные районы, выясняла трудности, проверяла информацию о захвате храмов и т.д. Но это осталось только на бу-маге!
Архиепископ Львовский Августин встречался в Вене с одним из католических еписко-пов. Там была достигнута договоренность по возвращении провести совместную пресс-конференцию во Львове. Но греко-католический епископ провел пресс-конференцию са-мостоятельно, и выступление это было явно антиправославного характера. Ни о какой со-вместной конференции не было и речи! А ведь специально встречались в Вене, чтобы на нейтральной почве можно было легче договориться.
- Спасибо, Ваше Святейшество, за подробное освещение этого вопроса. Но право-славных России также волнует и внутренняя ситуация в нашем государстве. В част-ности, ситуация в Чечне. Недавнее ваше заявление по Чечне было практически за-молчано светскими СМИ. Не могли бы вы сейчас нам разъяснить, как вы оценивае-те действия Российской власти на Кавказе?
- Кто спровоцировал военные акции российских войск на Кавказе? Теракты, осуществ-ленные с удивительной жестокостью. Ночью были взорваны жилые дома, которые не имели никакого отношения к военным объектам! Погибли мирные люди. В Москве два дома и в Волгодонске. Потом - агресси боевиков, пытавшихся захватить Дагестан. Дей-стви российской армии были направлены на ликвидацию боевиков на их собственной территории. Иначе это продолжалось бы до бесконечности.
Поэтому, когда сегодня Россия подвергаетс критике на международном уровне, то нужно сказать: мы наводим порядок в своей собственной стране! Мы боремся с террориз-мом, с международным терроризмом, который сегодн проявляет себя так жестоко. Более того, мы действуем в своей стране, на своей территории. И международное общественное мнение согласно с тем, что Чечня является субъектом России. Мы не можем терпеть, что-бы в России создавалось гнездо международного терроризма. Поэтому та критика и то давление, которое оказывается на Россию, думаю, не имеют никаких оснований.
- В связи с этим, Ваше Святейшество, еще один вопрос - продолжается ли диалог Русской Православной Церкви с исламом? Сейчас многие говорят об исламском вы-зове Европе. Как вы оцениваете ситуацию: является ли это действительно проявле-нием исламского фундаментализма и терроризма? Или эти террористические груп-пы лишь прикрываютс религиозными знаменами?
- Я категорически против использования термина "исламский экстремизм", потому что это все равно, если бы мы говорили "православный" или "христианский экстремизм". Да, можно говорить о фундаментализме, можно говорить о ваххабизме, но нельзя ставить знак равенства между исламом как религией и последователями ислама, которые сегодня заявляют о себе актами терроризма. С представителями же исламского духовенства мы ведем и будем вести диалог. У нас добрые взаимоотношения с муфтием Москвы Гайнут-дином, у нас хорошие отношения с Талгатом Таджуддином, верховным муфтием Евро-пейском части России и Сибири. У меня очень добрые личные взаимоотношения с шей-хом Азербайджана Паша-заде, который пользуется исключительным авторитетом. У нас с ним сложились очень добрые взаимоотношения еще во времена, когда мы участвовали в работе Съезда Народных депутатов. Религиозные деятели ислама осуждают терроризм, потому что он не является выражением религиозной направленности ислама.
- Ваше Святейшество, конечно же, наше общество волнуют выборы и волнует та атмосфера, в которой идут выборы. Как Вы оцениваете нравственную атмосферу, в которой идет предвыборная кампани и что бы вы посоветовали делать православ-ным христианам на этих выборах?
- Я думаю, что все должны сделать правильный выбор на грядущих выборах: судить не по словам, не по предвыборной агитации, которую ведут те или иные политики, а по де-лам, которые они делают.
То, что в СМИ идет дискредитация отдельных политиков, я думаю, это худший вид предвыборной кампании. И в этом отношении мне импонировала позиция председателя ЦИК, указавшего на недопустимость таких форм политической борьбы, которые доходят до оскорбления личности, оскорбления человеческого достоинства.

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев