zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

ДАЛЬШЕ ЕХАТЬ НЕКУДА ИЛИ ЧТО ПИШУТ СВЕТСКИЕ ГАЗЕТЫ О ЦЕРКВИ.

Казалось бы, предвыборная ситуация должна была существенным образом повлиять на отношение светских средств массовой информации к Церкви: в стране, где представители большей части "электората" считают себя православными, небезопасно накануне выборов открыто выказывать свое отвращение к христианству. И действительно, некоторые газеты и телепрограммы, в том числе и НТВ, резко прекратили травлю в отношении Русской Православной Церкви. Однако есть несколько, как сейчас говорят, "отмороженных" изданий, дл которых в ненависти к Церкви нет никаких преград. Впрочем, кто знает, может быть, определенные интересы хозяев этих изданий как раз опираютс на ту незначительную прослойку населения, воспитанного в атеистическом духе, у которого любое упоминание Церкви вызывает рвотный рефлекс и которое ждет времена реванша.
Именно в таком духе выступила газета "Московские новости" (№ 36), опубликовав статью Светланы Кирилловой "Обморок для наркома". Автор искренне пожалела первого большевистского наркома просвещения Луначарского, который упал бы в обморок, узнав о том, что создана Комиссия по сотрудничеству между Московским Патриархатом и Министерством образования. С. Кириллова считает, что введение элементов христианского учения в уроки литературы, истории, биологии и экологии перечеркивает деятельность министерства и Российской академии образования. Она боится, что через школу Церковь начнет "врастать в государство", а потом и "влиять на политику". С. Кириллова не пишет о том, в чем же так провинилось перед ней "христианское учение", но намекает на то, что оно уж очень плохое: "С введением в государственные школы христианского уклона среди детей будет обнаруживаться все больше убежденных атеистов. И это нормально". Так и не понятно, почему автор опасается "христианского уклона", если он будет приводить к увеличению армии милых сердцу С. Кирилловой атеистов.
"Московским новостям" вторят "Известия" (30. 09. 99). Олег Токарев считает, что "Закон Божий" как учебный курс представляет собой собрание законсервированных представлений многовековой давности: "Неразумно искать идеалы где-то между минус десятым и плюс девятнадцатым веками. Неразумно абсолютизировать, освящать представления трехтысячелетней давности и надеяться на основе этих представлений решить сегодняшние проблемы. Прошлое прошло и больше не вернется. И чего чудим..." Далее автор пишет, что Богу более угодны "космическая станция, летящая к Марсу, нейтринный телескоп и уж тем более нормально работающие канализация, транспорт, связь и торговля", нежели строительство храма Христа Спасителя. "И нет у меня оснований думать, - заключает автор "Известий", - что Алексей Редигер или Кароль Войтыла... знают о боге больше, чем я". Эту заметку газета напечатала в качестве подготовки праздновани 2000-летия христианства - об этом написано в редакционной врезке. Жаль, что там не упомянуто о том, что для большевистского наркома А. Луначарского и воинствующего атеиста Е. Ярославского и иже с ними аргумент "технического прогресса" был также самым главным в их борьбе с Церковью. В рассуждениях Олега Токарева не хватает главного довода: Юрий Гагарин летал и Бога не небе не увидел. А если серьезно, то накануне празднования 2000-летия христианства пора понять, что именно отрыв от Бога и Церкви привел технически совершенный ХХ век к самым массовым злодеяниям за всю историю человечества. Уже кто-то отметил, что в этом веке было убито больше людей, чем за предыдущие девятнадцать веков. Несмотря на "космическую станцию" и "нормально работающую канализацию".

II.
Автор "Известий" пишет слова "Бог" и "Господь" с маленькой буквы, как это делалось во времена большевиков. Московская комсомолка из одноименной газеты Ирина Иващенко, хотя и называет себя "простой православной смертной", но также не в ладу с правилами русского правописания ("МК", 24. 09. 99). С другой стороны, некролог, посвященный Д. С. Лихачеву, заканчивается кощунственной парафразой из молитвы Господней: "Да святится имя твое, Учитель!" ("МК", 01. 10. 99)
В том же номере газеты "Московский комсомолец", где опубликован материал И. Иващенко, напечатана статья ведущего рубрику "Верую" Александра Колпакова. Статья называется очень примечательно - "Пастыри ночи, или Люди в черных халатах". Наши соотечественники старшего поколения помнят времена борьбы с космополитизмом - так завуалированно называлась антисемитская кампания в конце 40-х годов. Так вот, толчком к массовым репрессиям евреев была стать в "Правде" под названием "Убийцы в белых халатах". Погромный тон статьи Колпакова, написанной о священниках, почти дословно схож с тоном правдинской статьи: "Без зазрени совести они ковыряются своими нечистыми пальцами в людских душах... их ненависть к "миру сему" безгранична, по ним, чем для народа хуже - тем лучше... сделать так, чтобы "истинно русский" не увлекался политикой, не работал в сфере любого интеллектуального труда, есть, похоже, главна задача "масонов наоборот"... каждый день вижу, как невеселые мамы в темных платочках и длинных темных юбках ведут туда (в православную гимназию) таких же невеселых девочек, тоже в платочках и длинных юбках... мысль отгородитьс от государства насыпным валом местечковых проблем тешит самолюбие "масонов в черных халатах"... они завсегдатаи дурно пахнущих патриотических тусовок... они страшно вредят русской идее... они малограмотны и глупы... но главное - на них кровь Христова". Ничего, кроме зоологической ненависти ("нечистыми пальцами", "дурно пахнущие" и т.д.), к православному духовенству и верующим здесь нет.
Комсомольцу А. Колпакову вторит с не менее комсомольскими и с не менее безграмотными и невежественными рассуждениями "совесть нации" писатель Виктор Астафьев ("Новый мир", № 8): "Попик в старомодном, с Византии еще привезенном одеянии... махая кадилом... бормочет на одряхлевшем, давно в народе забытом языке молитвы, проповедует примитивные, для многих людей просто смешные, банальные истины... Там, в кадильном дыму, проповедуется покорность и смирение, все время звучит слово - раб; в душной казарме, этой узаконенной тюрьме, где уставом, где кулаком и пулей вбиваются в человека подчинение и покорность". Виктор Астафьев слывет человеком, страдающим за боль народную. Неужели он не знает, что за годы советской власти более 200 тысяч представителей этого смешного духовенства полегли в мерзлую сибирскую землю с пулевыми отверстиями в черепах, а еще около 300 тысяч прошли через каторги и тюрьмы? Неужели он не знает, что около 50 тысяч храмов-мучеников, этих "душных казарм", было порушено большевиками до основания?
Кстати, газета "Известия" (14. 09. 99) не постеснялась выступить против строительства кафедрального собора в Архангельске. В огромном городе, в котором большевистскими вандалами были уничтожены все храмы, людям практически негде молиться (только один действующий храм). Местными светскими и церковными властями был зарегистрирован фонд поддержки строительства, был брошен клич скинуться миром на возведение собора. "Известиям" стало жалко этих денег, которые, по их мнению, можно было бы потратить на реставрацию памятников архитектуры Каргопольского района. Тут как тут оказалась Екатерина Гениева, директор российского отделения фонда Сорос. Отгадайте с двух раз - она за строительство православного храма или против? "Мы должны помочь общественному мнению, - говорит верная ученица отца Александра Меня, - правильно сорентироваться. Московский пример с восстановлением храма Христа Спасителя, который стал скорее экскурсионным, чем богомольным местом, нельзя слепо копировать. Мы оказываем значимую поддержку культуре области, поэтому хотим, чтобы и наша точка зрения стала гласной". Что это, как не шантаж? Прекратите строительство православного храма, а не то денег не дадим на культуру!

III.
Другой ученик упомянутого отца Александра Меня, публицист Яков Кротов, решил отлучить своего учителя от священства - на протяжении всей статьи о нем ("Общая газета", № 36) Кротов ни разу его не называет ни "отцом", ни священником. То ли это хамское панибратство, то ли публицисту так ненавистна сама Церковь, служителем которой, был отец Александр. Скорее всего, второе. У Кротова есть целое рассуждение по поводу того, что "Мень... был с нами, а не в стороне от нас, сбоку или во главе колонны... Так и тянет забежать вперед или, плюнув, отойти от всех колонн (это Кротов про себя, а не про о. Александра). А самая колонистая из всех колонн, конечно, Церковь... К счастью для Церкви, в ней были и есть не только столпники, которые вещают с колонн, но и нормальные люди, способные говорить по-человечески (а это Кротов уже не про себя, а про о. Александра)".
В той же "Общей газете", но в другом номере (№ 38) Яков Кротов, известный своими клеветническими выпадами в отношении Русской Православной Церкви, Патриарха, Священноначалия и многих священников договорился до того, что оклеветал Господа Иисуса Христа. Статья на этот раз посвящена была не Церкви, а кровавым событиям в Дагестане, Москве и Волгодонске. Называлась она так: "Только уважая врага, можно его победить". В ней звучит пламенный призыв не унижать врага обзыванием его "бандитом", а научитьс уважать его, как это делали наши писатели-классики и прочие гуманисты. Во-первых, ничего сугубо унизительного в слове "бандит" нет - это по всем русским словарям "член преступной вооруженной организации, созданной с целью грабежа, насилия, убийств, разрушения чего-либо". Именно этой формулировке соответствуют участники диких акций против мирного населения. Теперь по поводу уважения. Владимир Даль в своем словаре объясняет это слово так: "почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко; честить почетом, потчевать, принимать почетно; почитать достойным вниманья... ставить завелико... убедиться и уступить, согласиться". Давайте поставим эксперимент - приложим все эти объяснения к бандитам, закладывающим взрывные устройства в жилые дома. Вся эта кротовская графомания не была бы достойной внимания, если бы не упоминани Господа. Яков Кротов выводит призыв свой уважать бандитов из призыва Спасителя "любите врагов ваших" (Лк. 6, 27). Иисус Христос вкладывал в понятие любви желание спасения для всех, в том числе и для врагов. Но уважать, ценить, чтить врага, соглашаться с ним, уступать ему нам не заповедано.
(Кстати, многолетние яростные нападки Кротова на Святейшего Патриарха объясняются личной местью - еще в 1991 году Патриарх в своем открытом письме в газету "Куранты" обвинил Я. Кротова в клевете: "Выражаю глубокое сожаление, что на основании информации, достоверность которой, по-видимому, никем не была проверена, в свет вышла статья, бросающая тень на иерархов Русской Православной Церкви... Статья, к сожалению, содержит и другие утверждения, либо не соответствующие истине, либо превратно толкующие имевшие место факты. Большой грех обвинять невинных и выносить приговор на основании извращенных и ложно истолкованных слухов" - "ЖМП", 1991, № 11).
Впрочем, поражает позиция не Якова Кротова - ему цена известна, а редакции газеты, котора печатает эту чушь. В том же номере "ОГ" известный писатель Ю. В. Давыдов говорит по поводу взрывов в Москве и Волгодонске о том, что поражен молчанием "претендующей на духовное лидерство" Церкви. Ну ладно, Ю. Давыдов, читающий, по-видимому, только демпрессу, котора прочно установила цензуру на все заявлени Патриарха и Синода, и просматривающий только те телепрограммы, в которых нет места голосу Церкви. Но редакция "ОГ" должна была знать хотя бы из Интернета о заявлении Патриарха от 13 сентября, об указе служить в храмах всей России панихиды по невинно убиенным, о помощи московских приходов семьям, пострадавшим от взрывов, о службах монахов Николо-Перервинского монастыря на месте взрыва, о закладке там часовни в память о погибших, о новом заявлении Патриарха о поддержке беженцев из Чечни и многое другое.
Однако "ОГ" привыкла к безнаказанной хуле на Церковь, ей уже все равно что печатать, лишь бы побольше грязи (см., например, статью О. Овчинникова "Большевики в рясах могут оставить без зарплаты пол-Москвы" - "ОГ", № 34; или материал Б. Фаликова "На смену сионистам пришли "сектанты-шпионы" - "ОГ", № 39).

IV.
Яков Кротов оказался не одинок в своем желании объяснить события в Дагестане и Москве через призму христианского учения. С иных позиций и с иным пафосом, но также об отношении к врагу написал в поэме "Чеченский блюз" главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов (№ 38):
Благослови меня, владыко Иоанн,
Чтобы накрыл меня спасительный туман
И я проник к Басаеву на базу,
Что сразу возле дома "Логоваза".
И пусть враги услышат чутким ухом,
Как я пускаю преданную "муху"...
Пусть Березовского коснется "муха",
И сразу у него пройдет желтуха.
.....
Боже правый, сладчайший Христос,
Я тебе автомат мой принес.
Серафим шестикрылый пернатый,
Положу пред тобою гранаты.
Чудотворец Никола, прости,
Я забыл пистолет принести...
.....
Штык-ножом пронзил я ваххабита,
Разорвал я до ушей чеченцу рот,
Было мне за Родину обидно,
Было мне обидно за народ.
Оттого в руке моей кровавой
Яркий и прекрасный, как топаз,
Вырванный из костяной оправы,
Стекленел чеченский мертвый глаз...
Я. Кротов и А. Проханов стоят по разные стороны баррикады, но в отношении ко Христу они одинаковы. Они оба в угоду своим концепциям поминают Господа всуе и опускаются до клеветы на Него. Это уже предел. Дальше ехать некуда...


Аналитическая служба "Радонежа"

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев