zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

ПИСЬМО В НОМЕР

АРМИЯ И ЦЕРКОВЬ - ЧАСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Не секрет, что в сфере взаимоотношений Русской Православной Церкви с Российской Армией за последнее время по сравнению с советской эпохой произошли большие сдвиги. Думается, важнейшую роль в этом процессе сыграло осознание обеими сторонами собственной необходимости друг другу.
Что и говорить: при взгляде на наши Вооруженные Силы страшно становится от обилия проблем, и в том числе проблем нравственных. Ужасающие масштабы приобрели само- и братоубийства на почве нервных срывов, насилие, повальна халатность и безответственность. Вследствие всех этих обстоятельств нелюбовь к армии в нашей стране стала едва ли не государственной идеологией (автору даже приходилось наблюдать расклеенные по метро объявления, в которых некоторая организация обещала помочь юношам "откосить" от армии, естественно не задаром).
Продолжать в этих условиях воздействие на нравственное состояние личного состава старыми, "ленинскими" мето-дами бесполезно, поскольку они давно не воспринимаются всерьез. Поэтому вполне логично, что высшее командование обратилось за помощью к РПЦ, которая с готовностью откликнулась. Ибо как можно остатьс глухим к призывам погибающих, тем более примеров благотворного соучастия армии и Церкви множество, вся история России тому пример.
Наконец-то наши военные, пусть робко и неуверенно, но все же стали приобщаться к Истине. И даже в российских СМИ, до кончика пера атеистических, замелькали сообщения о благотворном влиянии Православия на армейскую среду. О том, как в той или иной воинской части открылся приход, о полковых священниках, несущих благое слово в казармы. Известен, в частности, такой случай.
Не так давно в Югославию, которая не подвергалась еще в ту пору бомбардировкам НАТО, было послано в качестве миротворческих сил подразделение РА. Расположилось оно вблизи также недавно прибывших американцев. Заокеанские соседи немедля приступли к возведению оборонительных сооружений: навезли массу кирпича, цемента и ускоренными темпами по-строили неясное серое здание, напоминавшее дозорную башню. Принялись за работу и наши солдаты: взяв топоры в руки, пошли валить деревья и складывать сруб. Американцы усмехались: "ХХI век на носу, а русские все топорами машут да избы ставят!"
Когда же с помощью вертолета установили на крышу сруба маковку с крестом, все поняли, что за "избу" возводили рус-ские. Вскоре подразделени покинули этот район, оставив о себе память у местных жителей: только одни в виде право-славной часовни, а другие - несуразной каменной глыбы.
Однако лучше, по словам классика, всегда там, где нас нет.
В одной из военных академий Министерства обороны РФ, где автор этой статьи обучается на первом курсе, сложилась следующая обстановка. Наш факультет находится в центре Москвы, в старых Хамовнических казармах, построен-ных в начале века. Площади здесь весьма ограничены, и возвести даже небольшую часовню не представляется возмож-ным. Здесь нет вины командования. Тем не менее эта же проблема была с успехом решена в прошлом веке, когда в здании располагался Сумской гусарский полк: на втором этаже правого и левого крыла казармы были развернуты две постоянные церкви; на крыше даже построили колоколенку, сохранившуюся до наших дней. Их судьба такова: первую цер-ковь расчистили под спортзал, из второй же сделали клуб, расположив на месте алтаря сцену.
Впрочем, могут возразить: так ли уж необходим курсантам храм? Судите сами. Однажды на беседу с учащимися приехал заместитель заведующего Отделом внешних церковных сношений отец Константин. По-военному это называетс информированием, на которое все курсанты пришли в обязательном порядке (так положено по Уставу). Всякая же "обязаловка" в армии, пусть даже развлекательно-познавательная, встречается с тоской в глазах. На подобных встречах обычно бывает немного вопросов. В данном же случае все было иначе. Батюшка едва успевал отвечать на во-просы молодых людей, а их подчас интересовали серьезные богословские проблемы.
В результате запланированная на 40 минут беседа продолжалась 2 часа. Под конец же, когда отец Константин стал благословлять курсантов на успешную сдачу экзаменов и раздавать иконки, к нему было просто не пробить-ся.
Вот и решайте: чем организовать эти, бесспорно нужные беседы, не полезнее ли открыть в Военном городке приход. Тогда благотворное влияние священника на военнослужащих стало бы более действенным. Есть другой пример: один из офицеров, человек верующий, принес в казарму православную икону, несмотря на критику некоторых лиц из управления городка. Хотя что плохого том, что человек верит в Бога, посещает храм? На Пасху, впрочем, сводили в церковь всех желающих.
Думается, можно надеяться на дальнейшее расширение взаимодействия между Российской Армией и Русской Право-славной Церковью.

Андрей КОМПАНЕЕЦ

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев