zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

Виктор ЛАНБЕРГ

ДЕМОНТАЖ

(21 ОКТЯБРЯ В СУДЕ ВОПРОС О НАШЕЙ ЦЕРКВИ В ЭСТОНИИ)

Весной 1998 года АО ЕМОR совместно с Финской академией провело социологическое исследование по теме: "Отношение жителей Эстонии к религии". По завершении работы ее результаты были опубликованы и сложились в следующую картину: 8% эстонцев посещают кирху один раз в месяц. 43% - не ходят туда никогда; 49% - признают Бога, 32% - отрицают. Хотя целью исследования было выяснение религиозности среди эстонцев, авторы тем не менее не обошли вниманием и русскую часть населения Эстонии.
"Не могло не броситься в глаза, - пишут ученые, - что наибольший процент верующих отмечен в деревнях, а также в Таллине и в Вирумаа, где проживает значительное количество русских. Большинство из них - 67% опрошенных - считают себ верующими и лишь 18% называют себя атеистами". Таким образом, наиболее религиозно активной частью населения Эстонии являются русские. Допустить это утверждение позволяют не только выводы социологов, но прежде всего тысячелетн история служения Православной Церкви.
Нас, в отличие от иностранных исследователей, удивляет не религиозность русских, а то драматическое обстоятельство, что именно их Церковь подверглась насильственному расколу и разорению. Ведь, действительно, после эстонской "поющей" революции 1991 года ни одна из конфессий, кроме православной, не стала объектом нападок и гонений: даже напротив: 12 марта 1999 года в МИД ЭР было подписано соглашение между Святым Престолом и Эстонской Республикой о вступлении в силу правового статуса римско-католической церкви в Эстонии. Согласно этому статусу католическая церковь становится собственником своего имущества в Эстонии; священники, монахи, другие сотрудники церкви, прибывшие в Эстонию в последние годы, признаются имеющими право на проживание и работу в Эстонии. И это в высшей степени хорошо и справедливо. В заявлении католической церкви по случаю соглашени говорится также, что после 50 лет коммунистического давления и преследований христиан католическая церковь вновь обрела возможность жить и развиваться. И это тоже - святая правда: большинство христианских и нехристианских конфессий в Эстонии действительно после развала СССР восстановили по мере своих сил и традиций полноту служения...
Кроме Православной Церкви...
Ничего оригинального, правда, в этой ситуации нет. Кукловоды, стоящие за современной политической сценой, лишь воспользовались успешно отыгранным в 20-е-30-е годы сценарием. В доказательство приведу выдержку из книги писателя М. Назарова "Мисси русской эмиграции":
"Зарубежные епархии Русской Православной Церкви - это как дореволюционные, так и ставшие заграничными вследствие отделения прежних частей Российской империи. Ситуация в них сложилась разная. Если на Дальнем Востоке, в Америке и на Святой земле, русские епархии и миссии беспрепятственно вошли под руководство ВЦУ (Высшее Церковное Управление. Создано на юге России в мае 1919 года. Глава ВЦУ - митрополит Антоний. - В. Л.), то в Польше, Румынии (Кишиневска епархия), Финляндии и Прибалтике нормальное общение оказалось невозможным. Из-за стремлени этих государств к национальному самоутверждению их правительства оказывали на русских давление с целью ассимиляции. Этим воспользовалс Константинопольский патриархат, стремясь подчинить эти отрезанные части Русской Церкви себе, что ему удалось в Эстонии и Латвии..."
Все это стало возможным при прямом и косвенном содействии правительства советской России. Уничтожение Русской Православной Церкви как цитадели русского национального сознания не только внутри России, но и за рубежом являлось важной частью политики, направленной на уничтожение русской нации. За исключением маленькой Сербии, правительства всех европейских стран, в том числе и союзники Российской империи в Первой мировой войне, подыгрывали советскому правительству и способствовали демонтажу русского народа.
В Румынии и Польше были запрещены русские школы; в Польше было закрыто и разрушено множество православных храмов, начались аресты православных священников, насильственна полонизация 5 млн. русских под лозунгом: "Русских в Польше нет!"
Вне этого исторического контекста невозможно правильно понять ситуацию, в которой оказались русские и их Церковь на территориях бывших советских республик. Парад независимостей опять марширует по нашим головам.
Нетрудно предвосхитить возражение: "Ах, полноте! Все утряслось. И Пюхтицкий монастырь, и Кафедральный собор Александра Невского в Таллине перешли в юрисдикцию Московского Патриархата. Не нагнетайте..." Да, такова официальная версия, или, я бы сказал, вымученна фикция разрешения проблемы. На самом деле никакой юридической силы по законам ЭР ставропигиальный статус собора Александра Невского не имеет, считают представители Эстонии. Что косвенно в интервью газете "Франкфуртер Рундшау" заявляет вице-канцлер (по вопросам религии) МВД ЭР Тиит Сепп: "В Эстонии действуют эстонские законы, а Москва и Константинополь могут договариваться о чем хотят".
Кстати, в этом же интервью г. Сепп считает демонтаж русских уже делом законченным: "Я понимаю, русские потеряли уже свои корни, родину, Церковь. Но эстонцы в этом не виноваты". А "секретарь Стокгольмского синода" Х. Тоссо обратился в окружной суд с исковым заявлением об отчуждении собора Александра Невского в пользу его синода. Суд принял исковое заявление и назначил первое заседание суда на 21 октября 1999 года. А всем известно - Х. Тоссо зря суетиться и тратиться не станет. В интервью той же немецкой газете он старается представить себя нетребовательным, пугливым радетелем о судьбе Православной Церкви: "Мы хотим быть независимой Церковью, а не привеском к Константинополю. Я боюсь, что наша Церковь станет игрушкой в руках властей предержащих, которые будут принимать решения за нашей спиной".
Тоссо признался немецкому корреспонденту, что ему и его синоду нужно, в сущности, немного: "Нам будет довольно, если мы хотя бы пару раз в год проведем службу в соборе. Так сказать, "вывесить над собором наши флаги имеет для нас большой символический смысл". Едва ли Х. Тоссо будет 21 октября в суде отстаивать свои символические причуды. На кону - все имущество Православной Церкви в Эстонии. Именно поэтому, несмотря на братский прием, оказанный правительством и президентом Эстонии митрополиту Стефанию из Константинопольского Патриархата, Х. Тоссо и его религиозная организация решили абстрагироваться от Константинополя как от конкурента в борьбе за имущество Православной Церкви в Эстонии. Трудно не заметить при этом, что законный архиепископ Таллинский и всея Эстонии Корнилий и его паства демонстративно игнорируются. Злой умысел здесь очевиден, иначе как объяснить, что 100 000 русских православных верующих, сохранивших верность Матери-Церкви, даже не принимаются во внимание ни законодательной, ни судебной властями Эстонии.
Идеологическая демагогия об интеграции имеет своей целью приучить русских к мысли, что их просто нет, а есть некая интегрированна биомасса без национальности, прошлого, языка и религии.
Президент Л. Мери день вывода из Эстонии российских вооруженных сил в 1994 году объявил днем окончания Второй мировой войны. Что же должно произойти, чтобы прекратился наконец демонтаж русского народа, начатый безбожной большевистской властью и продолжающийся везде, где люди рискуют говорить, думать и верить по-русски?


"Русский Телеграф",
Таллин, 1.9.99.

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев