ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ "РАДОНЕЖ"

Оглавление номера

ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ ПРОШЛА... МОЖЕТ, ПОРА ПОГОВОРИТЬ ПОСПОКОЙНЕЕ?

За полгода, прошедшие после выхода книги “Как делают антисемитом?”, в прессе мне встретилось семь откликов: статья Александра Зорина “Как стать юдофобом” (Общая газета. 4.2.1999); статья Якова Кротова (под псевдонимом “Максим Гаврилов”) “Красивое слово опаснее дурака” (Итоги. 6.4.1999); статья Дмитри Матвеева “О том, как апологеты становятс антисемитами”, размещенная на интернетовской страничке о. Георгия Кочеткова.

Трижды слово брал Валерий Каджая: на радио Би-Би-Си 11.2.1999 г.; в Международной еврейской газете (Май 1999 № 18 (259)) его стать называлась “Как делают антисемитов, или Чем отличается праздник Пурим от Международного женского дня?”. Тот же текст был переопубликован в журнале Новое время (1999, №19) под названием “Откровения от диакона, или Что общего между еврейским праздником Пурим и МЖД 8 марта”.

Наконец, в Ex-libris (приложение к Независимой газете от 27.5.1999) вышла статья Александра Нежного “С приветом от Клары. Дьякон Андрей Кураев как создатель антисемитских мифов”.

Общее впечатление: мой замысел не удался. Мне не удалось побудить “демократическую” журналистику к спокойному и серьезному разговору на тему русско-еврейских отношений.

Ну, казалось бы, давно известно: в любом этническом конфликте абсолютно правой стороны не бывает. Однако едва заходит речь о русско-еврейских отношениях, оказывается, что на одну из сторон допустимо примерять исключительно ангельски-белые ризы. Отгадайте – на какую?..

Хотите лечить антисемитизм? Прекрасно. Но у этой болезни множество истоков. И по крайней мере один из них (не буду оценивать – наибольший или наименьший) – это то, что ангажированна журналистика препарирует русскую историю, культуру, профанирующе прикасается к нашим религиозным и национальным святыням. Причем так было и в предреволюционные годы, и в советский период, и в годы нынешней “демократии”. Я просил журналистов задуматься над этим и быть поосторожней, а еще лучше - самим осадить своих не в меру резвых коллег. Но эта тема, основная в моей брошюре, была глухо замолчана в ответах...

Более того – была выдана очередная, уже матерная, оплеуха: “Красиво сказано: “Умом Россию не понять” — и этим оправдывают тысячи заведомо алогичных рассуждений о России. Лишь через сто лет гипноз тютчевского “мо” развеял русский писатель Губерман своим “давно пора, честная мать, умом Россию понимать”. “Честная” следует либо произносить на церковнославянский манер, с ударением на втором слоге, либо заменять тем словом, каковое Губерман и употребил, а мне непозволительно” [Максим Гаврилов. Красивое слово опаснее дурака // Итоги. 6.4.1999].

Еще один вопрос из числа тех, к обсуждению которых призывала моя книга – это роль евреев в современной жизни России. И этот вопрос также предпочли обойти мои критики. Вопрос вот в чем: имеют ли право русские осознавать, что они утратили контроль над своей страной и огорчаться этим?

Деньги России контролируются так называемыми “олигархами”, которые, по слову Эдуарда Тополя, носят “длинную еврейскую фамилию”: “Березовскийходорковскийсмоленскийгусинскийфридман” (Мстислав Ростропович написал Эдуарду Тополю письмо после выхода статьи последнего: “Дорогой друг, дорогой Эдуард! Сегодня Галина дала мне прочитать Аргументы и факты с Вашим открытым письмом. Я расплакался, как ребенок... Я потрясен Вашей смелостью” [Ростропович М. Письмо Э. Тополю // Версия. № 23, 22-28 декабря 1998]).

Власть над деньгами дает власть над информационными потоками. Гусинскому принадлежит телеканал НТВ. Березовскому принадлежит первый телеканал (ОРТ) плюс около 40% акций на ТВ-6. В СТС – у него 25 % акций. Его другу Мердоку принадлежит еще 50% акций СТС [БАБа потянуло на холдинг // МК. 21.5.99]

Кому принадлежат деньги и пресса, тот осуществляет и реальную политическую власть – как публичную, так и тайную. Как гражданину, мне больно, что в мае 1999 года какие-то люди вбили клин между президентом и премьером, понудив Ельцина отправить Примакова в совершенно немотивированную отставку. Речь идет о премьере, который пользовался безусловным доверием российского общества (Заметим, что популярность Примакова показывает, что в России нет никакого “животного антисемитизма”. Все знали о еврейском происхождении Примакова, но не обращали на эту деталь внимания, потому что премьер вел себя тактично, не отделяя себя от интересов страны). Но, как русскому, мне вдвойне неприятно, что премьер-министра России в отставку отправили по требованию Бориса Абрамовича и еще некоего просто Абрамовича из “Сибнефти”. [Лурье О. Страна с сошкой. Кто же с ложкой? // Совершенно секретно. 1999, № 6].

В многонациональных странах порой устанавливается пропорциональное распределение власти между национальными общинами (вспомним Ливан). Так имеют ли право русские испытывать обеспокоенность по поводу того, что в России любые здравые соотношения попраны и важнейшие решения принимает не Совет Федерации, а еврейские банкиры? Можем ли мы в России требовать для себя таких же возможностей и прав, которыми обладают евреи? Например, если есть свой телеканал у Российского Еврейского Конгресса (НТВ) , то почему хотя бы один телеканал не сделать русским и православным?

Но эта тема также прошла мимо совести и ума тех, кто решил вступить со мной в полемику.

Еще один исток настороженного отношения к евреям – это их современная религия: иудаизм. Если уж и есть где религиозно мотивированный расизм, так это именно в иудаизме. К примерам, уже приведенным в моей книге, добавлю еще несколько.

Сначала – самый невинный. Это – утренняя молитва иудея: “Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, за то, что Ты не создал меня неевреем” [Сидур. Врата молитвы. (Шаареф тфила) на будни, Субботу и праздники. Иерусалим-Москва, 1993, с. 9].

Вы можете представить себе, чтобы в Русской Православной Церкви распространялс молитвослов, в котором каждое утро предлагалось бы начинать с хвалы: “Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, за то, что Ты не создал меня нерусским”? Что бы в этом случае написали мои критики?

Что бы сказали они, если бы Отдел по благотворительности и социальному служению Московской Патриархии дал указание православным: “Ни в коем случае не допускаетс усыновление или удочерение нерусских”? А иудейский “Домострой” – книга “Кицур Шулхан Арух”, содержащая правила благочестивой жизни, недвусмысленно утверждает: “...ни в коем случае не допускается усыновление или удочерение неевреев” [Кицур Шулхан Арух. Краткий свод законов еврейской жизни. Т.2. Иерусалим, 1996, с. 397].

Что бы сказали они, если бы в русских изданиях встречались указания на такие пути к вечному спасению, которые доступны даже дл людей безнравственных – если только их похоронят в правильном месте. Не показалось бы безумным объявление о том, что, если русского человека похоронят у стен Дивеева, то он точно будет спасен независимо от того, как он провел свою жизнь? Но ведь точно такая мысль есть в иудаизме – “Иеровоама, самого грешного царя в Израиле, по мнению Талмуда, ожидают прощение и воскресение только потому, что он погребен в святой почве Палестины. Ребе Элеазар говорит, что исключительно в ее пределах и будет возможно воскресение из мертвых. Кто погребен вне Палестины, тому придется совершить длинный подземный путь в Св. Землю. По мнению каббалистов, воскресение из мертвых наступит в Палестине раньше, чем где бы то ни было, на целых 40 лет” [Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 12. М., Терра, 1991, стб. 254-255].

Еще несколько советов иудейских мудрецов: “Все нееврейские религиозные культы Галаха называет авода зара – “чуждое служение”... Запрещается продавать неевреям любую вещь, которая нужна им для отправления их культа, включая их собственные книги, связанные с их культом. Еврей не имеет права читать, продавать или отдавать нееврею даже Танах (книги Ветхого Завета. – А.К.), изданный неевреями с целью распространения их религии. Такие книги сжигают, но если Библия издана ими на иврите и есть возможность отделить неискаженный текст Танаха от чуждых ему добавлений, следует это сделать - текст Танаха сдать в гнизу, а остальное - сжечь. (Впрочем, некоторые крупные современные авторитеты галахи считают, что Танах, изданный миссионерами на иврите для распространения его среди евреев, также подлежит сожжению.) Галаха запрещает смотреть на изображения языческих “богов”, любоваться их красотой и богатством украшений. Кроме того, запрещается слушать музыку, которая сопровождает службу в культовых помещениях неевреев и исполняется на инструментах, на которых играют в честь авода зара. Запрещено вдыхать аромат благовоний, которые воскуривают в языческих капищах. Еврей должен обходить стороной нееврейские культовые здания и тем более изображения языческих “богов”, а если он вынужден пройти мимо них, то должен стараться не приближаться к ним менее чем на два метра. Увидев процветающие нееврейские культовые сооружения, говорят; “Дом гордыни опрокинет Б-г”, а если встретили такое сооружение разрушенным, произносят: Всесильный [Б-г] мести, Б-г, Всесильный [Б-г] мести, прояви Себя! (Оказывается, слова из песни Игоря Талькова: “А золотые купола кому-то черный глаз слепили...” не просто поэтическая метафора - А. К.) . Еврей не должен допускать, чтобы его поведение могло быть расценено окружающими как проявление хот бы малейшего уважения к языческому культу. Так, если перед нееврейским культовым зданием ему в ногу вдруг впилась колючка или внезапно рассыпались монеты из кошелька, он ни в коем случае не должен нагибаться, чтобы вытащить колючку или собрать деньги, так как со стороны может показаться, что еврей поклонился авода зара. Даже если вокруг нет ни души, не имеет значения - следует отойти в сторону, или хотя бы повернуться спиной к авода зара, или присесть на корточки, но не нагибаться. Нельзя одалживать деньги неевреям на постройку их культовых зданий или на приобретение чего-либо, что им нужно дл совершения их обрядов…. Наши мудрецы говорят: “Любое зубоскальство запрещено, кроме зубоскальства в адрес авода зара!..” Запрещаетс делать похвалы нееврею – даже восхищаться его внешностью. Тем более запрещается восхвалять нееврея за его добрые дела. Еврейка имеет право кормить нееврейского младенца только тогда, когда она страдает от избытка молока, и только за плату. Еврею не следует уединяться с неевреем или брать его в спутники, отправляясь в дорогу, так как для них человеческая жизнь не имеет большой ценности и потому они всегда подозреваются в склонности к кровопролитию” [Кицур Шулхан Арух. Краткий свод законов еврейской жизни. Т.2. Иерусалим, 1996, с. 613-620].

Неужели эта многовековая традици воспитания евреев в духе превознесенности над неевреями (гоями) не должна быть учитываема при анализе истории антисемитизма, равно как и при размышлениях о сегодняшнем поведении некоторых журналистов и политиков в России?

Но ни один из моих критиков ни словом не упомянул о существовании расистских мотивов в иудаизме. Просто отмахнулись: “Янова: О каком складе миросознания у евреев говорит диакон Андрей Кураев? В. Каджая: Он, основываясь на Библии, толкуя по-своему Библию, выхватывая из нее цитаты, утверждает, доказывает, что евреи считают себя лучше всех, выше всех, и все остальные народы они считают своими врагами, и все остальные народы, которые существуют вообще на планете, должны стать рабами евреев” [Радио Би-Би-Си 11.2.1999]. Каджая не заметил, что, говоря о расистских мотивах в иудаизме, я “выхватываю цитаты” не из Библии, а из современных иудейских вероучительных изданий.

А. Зорин же сам в свое время дал прекрасный образчик расистского мировосприятия. Естественно, он сделал это в статье, посвященной гневному обличению русского фашизма. Согласно зоринскому рассказу, была у него как-то така беседа с одним из русских богословов: “А может быть, Меня убили свои? – вкрадчиво произнес он, когда мы остались с ним наедине”. - “Кто свои, кого вы имеете в виду?” – “Евреи”. – “У евреев такие методы не практикуются”, - возразил профессору богословия” [Зорин А. Духовна образованщина и национальный вопрос // Нужен ли Гитлер России. По материалам международного форума “Фашизм в тоталитарном и посттоталитарном обществе: идейные основы, социальная база, политическая активность”. Москва, 20-22 января 1995 года. – М., 1996, с. 211]. Ну, с точки зрения фактической, ответ глупый. Политические убийства, устраняющие фигуры, которые кто-то счел опасными, есть, к сожалению, в истории всех народов, в том числе и еврейского (вспомним убийство израильского премьера И. Рабина иудейским фанатиком)... А вот с точки зрения нравственной ответ Зорина еще и просто бессовестен. Ведь если убийства инакомыслящих существуют, но именно “у евреев такие методы не практикуются”, значит, они практикуются у других народов. У не-евреев. Значит, есть какие-то специфические преступления, свойственные одним нациям и несвойственные другим... Ну а если подхвачу аргумент Зорина и скажу: “Хорошо, хорошо, евреи не совершают политических убийств, зато русские никогда не балуются с фальшивыми авизо!” Хотя бы в этом случае гнилость зоринского аргумента станет очевидной?

Тут мы подходим к следующему источнику антисемитизма: поразительно откровенное использование “двойных стандартов”.

Например, в либеральной публицистике считается хорошим тоном показывать пальцем на Церковь, иерархи которой произносили в послевоенные годы хвалебные оды в адрес Сталина. Послушаем А. Нежного: “Из отравленного имперским соблазном семени вырастает Московска патриархия, представляющая собой уродливое воплощение и завершение основного исторического греха сложившейся в России церковной организации – ее близости с государством. Своего рода классическим примером отступничества от Христа войдет в историю осанна товарищу Сталину, вдохновенно провозглашенная Патриархом и архиереями” [Нежный А. Истоки предательства церковной иерархии в период тоталитаризма // Нужен ли Гитлер России. По материалам международного форума “Фашизм в тоталитарном и посттоталитарном обществе: идейные основы, социальная база, политическая активность”. Москва, 20-22 января 1995 года. – М., 1996, с. 203]. Но дерзнет ли Нежный заявить, что от Христа отступил и Борис Пастернак? Его слова о Сталине вряд ли можно назвать менее “вдохновенными”, чем слова Патриарха Алексия I: “Дорогой Саша! - пишет Пастернак Фадееву. - Когда я прочел в “Правде” твою статью “О гуманизме Сталина”, мне захотелось написать тебе. Мне подумалось, что облегчение от чувств, теснящихся во мне всю последнюю неделю, я мог бы найти в письме к тебе. Как поразительна была сломившая все границы очевидность этого события и его необозримость! Это тело в гробу с такими исполненными мысли и впервые отдыхающими руками вдруг покинуло рамки отдельного явления и заняло место какого-то как бы олицетворенного начала, широчайшей общности, рядом с могуществом смерти и музыки, могуществом подытожившего себя века и могуществом пришедшего ко гробу народа... Какое счастье и гордость, что из всех стран мира именно наша земля стала родиной чистой мысли, всемирно признанным местом осушенных слез и смытых обид!” [Б. Пастернак - А. Фадееву. 14.3.1953. Публикация: Континент. № 90, М.,-Париж, 1997, с. 213]. Так отчего же столь очевидные двойные стандарты? Почему же грех, не прощаемый Патриарху, не замечается, когда вспоминают поэта?

Самый яркий из недавних проявлений “двойного стандарта” – это заявление израильского премьер-министра Б. Нетаньяху 14 декабря 1998 г. о том, что он оскорблен высказыванием Билла Клинтона. Американский президент во время визита в Израиль и палестинскую автономию заявил, что для него боль арабских детей, чьи отцы убиты израильской полицией, не меньше, чем боль еврейских детей, убитых арабскими террористами... Это уравнение евреев и арабов возмутило израильского премьера. И в самом деле, если стоять на позициях иудаизма, то как же можно сопоставлять боль тех, кто носит в себе “частичку Бога”, и тех, чьи души происходят из “мира нечистот”...

И уже традиционно двойные стандарты применяются при разговоре о трагедии холокоста... В. Каджая соврал, заявив, будто я оправдываю холокост [Радио Би-Би-Си 11.2.1999]. Не оправдываю его, а называю “нацистским изуверством” [диакон Андрей Кураев. Как делают антисемитом. М., 1998, с. 126]. Но когда я вижу, что именно на христианство как таковое возлагается ответственность за преступления нацистских язычников (“Хот нацисты ненавидели как евреев, так и христиан, Церковь тем не менее должна признать свою ответственность...” [Р. Рютер. Антииудаизм – обратная сторона христологиии // Христианско-иудейский диалог. Хрестоматия.М., 1998, с. 39]), когда я слышу, что “не будь Нового Завета, не было бы и Mein Kampf Гитлера” [Berkovitz E. Facing the Truth // Judaism. 27.1978. p. 325. Цит. по: Джонс Г. Л. Обличительные слова. Новозаветные тексты, затрудняющие иудео-христианский диалог. Спб., 1997, с. 11], то тут позволяю себе не согласиться.

Александр Нежный верно сказал, что “порядочный человек тем и отличается от шпаны, что всегда найдет в себе нравственные силы провести непереходимую грань между хамами, политическими авантюристами и палачами — и народом, которому по крови они принадлежат”. Но 1) я все же нигде не говорил, будто еврейский народ состоит из хамов, политических авантюристов и палачей; 2) при всем умении различать виновных и невиновных в иные моменты более общие имена вполне закономерно прилагаются для обозначени более частных групп людей. На Куликовом поле русские воины не говорили: “Вон идут солдаты золотоордынского хана”, но – “вот татары идут”. Об Александре Невском говорили, что он “немцев побил”. По правилам нашего языка допустимо сказать, что не бонапартисты, а французы были изгнаны Кутузовым из Москвы... 3) Принцип, упомянутый А. Нежным, “демократические” политики и журналисты почему-то регулярно забывают при разговоре о христианстве и о русских. Почему, категорически отрицая принцип “коллективной ответственности” в случаях, когда речь идет о недостойном поведении евреев, обличители “антисемитизма” историю христианства описывают именно в категориях “коллективной вины”?

Вновь скажу: для меня обсуждение темы ответственности христианства за холокост возможно только в жесткой увязке с осмыслением другой и одновременной трагедии – русской. И осознанием того, в силу какой исторической инерции громили Россию “Фельдманы и Щепкины”, а не просто “Щепкины и Ивановы”.

Были антииудейские памфлеты в истории христианского богословия? Были. Могли они сыграть какую-то роль в немилосердном отношении к евреям в сознании хотя бы некоторых немцев? Да, могли.

Но ведь были и антихристианские памфлеты, издаваемые иудейскими полемистами. Могли они сыграть какую-то роль в немилосердном отношении к русским священникам в сознании хот бы некоторых чекистов и их журналистской прислуги?

Сейчас я приведу фрагмент из одного иудейского антихристианского трактата. Он называется “Родословие Иисуса” (Тольдот Иешу). Этот текст первоначально написан на арамейском языке и восходит к V в., то есть он возник в Палестине или Месопотамии и почти непосредственно примыкает к эпохе создани Талмуда. Как говорит исследователь, “в “Тольдот” развиваются те талмудические эпизоды, которые раввины с некоторых пор традиционно стали связывать с Иисусом. Только эпизоды эти соединены между собой таким образом, чтобы получилось цельное повествование. “Тольдот Иешу” не имеет персонального авторства. Это продукт творчества нескольких поколений раввинов, последовательно вырабатывавших еврейскую версию жизни основателя христианства” [Иисус Христос в документах истории. Составление Б. Г. Деревенского. Спб., 1998, с.337].

Так какова же она – “еврейская верси жизни основателя христианства”?

“Когда царица Елена узнала, что за мудрецов Израилевых выступает весь народ, она тотчас же велела передать Иешу, что желает узнать истину в его деле, и послала вестников, приказав привести его с почетом. И он явился к ней, и с ним пришли все отщепенцы и уверовавшие в него. Но прежде чем Иешу пришел к царице, старейшины и мудрецы Израилевы собрались на совет и сказали: все, что он творит, он творит при помощи тайного Имени; нам нужно выбрать молодого человека, чтобы он пробрался к камню основания, на котором написано тайное Имя, и выучил бы его, и тогда он сможет делать то же, что и Иешу перед царицей Еленой. И выбрали одного молодого человека по имени Иуда Искариот, который был весьма умен и проницателен, и сказали: так и так. И велели ему пробраться к камню основания, на котором было написано тайное Имя, и записать его на пергаменте, а потом спрятать в своем теле и выйти оттуда. Он так и сделал, вынес его в своем теле и, выучив его, приобрел силу творить все, что пожелает. И вот когда Иешу с молодыми людьми прибыл к царице, царица тотчас же поднялась с места, оказала ему большой почет и воскликнула: благо тебе, да пребудет с тобой Святой дух! Тотчас же явились и мудрецы Израилевы со старейшинами и с Иудой Искариотом. Когда старейшины Израилевы подошли к царице и Иуда Искариот с ними, встал Иешу напротив них, и они напротив его. И после многих речей и препирательств Иешу воскликнул: “Он (Господь) пошлет с небес и спасет меня!. Ныне Он воззвал ко мне, и я взойду к Нему на небо”. Сказав эти слова, взмахнул руками, как орел крыльями, и воспарил над землей. Все люди, видевшие это, пришли в изумление. И весь Израиль поразился этому. Тогда мудрецы сказали Иуде Искариоту: да поддержит тебя Господь, повергни его, взлети и оскверни его своим семенем, чтобы иссякла вся сила его. Повинуясь их приказу, Иуда тотчас же поднялся в воздух, запачкал и забрызгал злодея своим семяизвержением, отчего тот осквернился и упал на землю. Но вместе с этим он сделал также и другое дело: ибо забрызганный семенем злодей забыл тайное Имя. И когда он осквернил Иешу, то осквернился семенем и сам и следом за ним рухнул на землю. Но мудрецы, знавшие тайну [произошедшего], никак не выдали себя, но поносили и ругали Иуду Искариота, и когда вскипела распря и ссора, то говорили другим, что Иуда дурно поступил с Иешу” [Толедот Иешу, 9 // Иисус Христос в документах истории. Составление Б. Г. Деревенского. Спб., 1998, с. 366-367]. Cогласно “Тольдот Иешу”, инициатива репрессий против Христа исходила от еврейских мудрецов. Это означает, что в древности иудеям и в голову не приходило ответственность за казнь Иисуса перелагать с себя на римские власти.

Такого рода повествования разве не сеяли в евреях ненависть и презрение по отношению к христианам? Подобного рода повествования разве нельзя числить в ряду причин, приводивших к погромам христиан иудеями?*

И разве такого рода повествования, когда о них узнают за пределами иудейских общин, не могут быть генератором антисемитизма среди христиан и мусульман?

Все мои критики - экуменисты. Они за “примирение религий”. Примирение невозможно без отказа от представлений, кажущихс оскорбительными для других. Что ж - предложите раввинам покаяться в составлении такого рода антихристианских баек.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

*Св. новомученик архимандрит Филумен пострадал при Иаковлевом Колодце в Самарии (Наблусe) 29 ноября 1979 года. Из Бюллетеня №46 Отдела Внешних Сношений Архиерейскаго Синода Русской Православной Церкви за границей (Orthodox America, April-May 1984): “17/30 ноября 1983 г. Диодор, Патриарх Иерусалимский совершил открытие мощей архимандрита Филумена, замученного четыре года назад у Иаковлева Колодца в Наблусе. Когда гроб открыли, было обнаружено почти полное нетление останков. Архимандрит Филумен был хранителем греческого монастыря при Иаковлевлевом Колодце в Самарии (ныне Наблус, на Западном Берегу Иордана). Незадолго до убийства о. Филумена группа еврейских фанатиков потребовала от него, чтобы он убрал крест и иконы от Иаковлева Колодца под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Он отказался это сделать, напомнив, что Иаковлев Колодец был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то пусть готовится к худшему. 29 ноября 1979 г., во время исключительной силы ливня, убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли о.Филумену топором в лицо две крестообразные раны - сверху вниз и от уха до уха, - выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки, которыми складывается знак Креста. Убийства, однако, им было недостаточно, и они принялись за осквернение церкви: разбили Распятие, разбросали и изгадили святые сосуды и совершили другие отвратительные святотатства. Гражданские власти государства Израиль объявили, то что ведется расследование, однако никаких результатов не последовало” (Информаци передана Alpha&Omega Imformation Services alphaom@tiac.net).

Диакон Андрей Кураев

Н.М. Михайлова

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

Оглавление номера

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев