ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ "РАДОНЕЖ"

Оглавление номера

ПАНОРАМА ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ

Новая книга архимандрита Рафаила (Карелина)

Господь говорил к народу “как власть имеющий”. Его слова не только заключали в себе глубокий смысл, но и были соединены с некой высшей силой. Дар такой власти слова был потом передан христианам, и в первую очередь священнослужителям, в особом смысле несущим в себе образ Христа. Этот дар не был отнят у Церкви в течении столетий - всегда были учителя и проповедники, через которых духовное слово проникало в сердца верующих.

Между тем ныне голос Церкви почти не слышен. Для большей части наших современников его как бы и нет вообще. Что же, неужели он действительно умолк и больше не раздается в пространствах нынешнего обезбоженного мира? Многое соблазняет принять такое ответ. И все же думается, что он глубоко неверен - ведь Бог так же продолжает заботиться о нас, как заботился от начала мира - и истинная причина этой пугающей неспособности услышать кроется не в отсутствии голоса, а в духовном состоянии слушающих.

Современный человек, слушатель, читатель утоплен в волнах информационного шума и до такой степени перепачкан изливающимис отовсюду потоками нравственной нечистоты, что уже почти не воспринимает тихий голос, взывающий к нему в глубокомысленных словах православного богослужения и в писаниях отцов и учителей Церкви прошлых, духовно более здоровых эпох.

Поэтому в наше время церковному писателю, обращающемуся к широкому кругу читателей, в том случае, если он хочет быть услышанным и в то же время избежать профанации христианства, требуется очень редкое, почти исключительное сочетание дарований. Глубокий духовный опыт должен в нем сочетаться с тонкой интеллектуальной чуткостью, а с другой стороны, со способностью говорить с современным духовно оглохшим и запутавшимся в лабиринтах новейшей цивилизации человеком.

Такое сочетание редко - и тем не менее оно встречается - и, по-видимому, одним из таких счастливых случаев являются сочинени грузинского архимандрита Рафаила (Карелина), с которыми все больше знакомится отечественный читатель. В последние годы вышло несколько книг этого автора, на одной из которых, сборнике статей “Церковь и мир на пороге апокалипсиса”, хочу здесь остановиться подробнее.

Книги бывают разные: они могут быть написаны хуже или лучше, быть более или менее учеными, хуже или лучше обоснованными. Но как это ни странно, в вопросах принципиальных, относящихся к сути человеческой жизни, ни основательность и выстроенность аргументации, ни хороший стиль сами по себе не убеждают. И логика, и эстетика имеют свой закон, свою непрерывную последовательность и непрерывность. Они неубедительны для тех, кто не принимают именно этот закон и эту непрерывность (а поэтому не убедительны для представителей чужих культурных традиций и партий). Наконец, и это важнее, они относятся к сфере “душевного” и обращения только к ним недостаточно, когда заходит речь о “духовном”. А именно внимание к этому последнему, желание обратить к духу современного человека, в лучшем случае ограничивающегося душевностью, и составляет основную тему книги архимандрита Рафаила.

Книга начинается с обсуждения, может быть, главного духовного вопроса современности - вопроса о месте и смысле Церкви, Царства благодати в современном мире. И конечно одной из важнейших тем, которая здесь возникает являетс обличение тех, кто, по сути, не признает, а чаще просто не замечает бытия Церкви как Божественного установления, не принятого и не принимаемого миром, а потому в корне отличающегося от человеческих, отмирных установлений на которых стоит нынешн либерально-гуманистическая цивилизация. Ведь именно это нечувствие и непонимание присутстви Церкви в мире и составляет суть так называемого церковного “модернизма”, нецерковную сущность которого ясно показывает отец-архимандрит. Его обличения модернизма и обновленчества, “греха против Церкви” нашей интеллигенции, в корне отличаются у него от, к сожалению, весьма распространенного у нас узкопартийного обличительства, дышащего духом злобы и неприяти по отношению к чужим и гордящегося своей круто-консервативностью и ультраправизной. Архимандрит Рафаил защищает порядок и установления Церкви не потому, что они противоречат модернизму, либерализму, гуманизму и так далее, а потому, что они истинны и идут от Бога. В этом состоит его принципиальное отличие от многочисленных профессиональных консерваторов и обличителей. Напротив, отец Рафаил очень ясно показывает и губительность так называемых консервативных расколов, инициаторы которых, всячески выставляя свой антимодернизм, тем не менее движимы, по сути, тем же духом забвения и противления благодати и заповедей Божиих, что и модернисты.

В той же первой части своей книги архимандрит Рафаил, опираясь на традиционное понимание Церкви, которая есть “столп и утверждение истины”, приступает к разбору некоторых весьма сложных и нередко вызывающих соблазн вопросов - о церковной символике и обрядах, о иерархии и почитании святых, о достоинствах традиционного юлианского календаря. Архимандрит Рафаил здесь с большой глубиной развивает свое понимание этих тем, избегая соблазнительных уклонов мысли, таких, как софиология отца Сергия Булгакова и отца Павла Флоренского, и в то же время избега излишнего переутончения вопроса, обсуждения тем, превышающих возможности понимания как читателей, так и авторов. Единственным, пожалуй, недостатком этой части работы является не до конца выработанная терминология, использующаяс при изложении.

Тогда как первая часть книги отца Рафаила говорит о Церкви, живущей в мире, вторая и третья части повествуют о мире вне Церкви, не знающем Ее и нередко против Нее враждующем. Здесь он в первую очередь останавливается на том, что считает главной духовной опасностью нашего времени - натиске восточного оккультизма, теософии, магии, короче говоря, той самой демонической силы, которая на время была связана, на то время, пока власти главных культурных государств держались христианства, а теперь, в последнюю эпоху перед кончиной мира, вновь освобождена и готовит приход антихриста. Этот раздел книги содержит большую часть традиционных аргументов в христианской полемике против неоязычества. Но он интересен не только этим. Необычна здесь сама манера изложения. Я назвал бы эту часть книги отца Рафаила попыткой художественного и нравственного опровержени антихристианской мистики. Как отмечает автор, с представителями индуистских, теософских и оккультных сект очень трудно спорить путем логических аргументов, не только потому, что, как я отметил выше, логика обычно не убеждает людей в тех случаях, когда речь заходит об основах их миропонимания, но и потому в особенности, что неооккультисты вообще не склоны держатьс логики. Их учения почти всегда темны, двусмысленны и противоречивы, причем эта противоречивость возводится в норму через своеобразную диалектику, предполагающую, что “истина - это аспект иллюзии, а иллюзия - это аспект истины”. Поэтому архимандрит Рафаил и обращается к тому, что труднее запутать кривыми учениями - к нравственному чувству и художественному чутью. Некоторые очерки (как, например, “Сон Брамы”) интересны даже и с чисто литературной точки зрения, являя собой образец художественного проникновения в стиль своих оппонентов и изнутри опровержения его. Эти места книги отца Рафаила могли бы считаться хорошими образцами постмодернистской литературы, если бы не твердая духовная и нравственная позици автора, вообще-то отнюдь не свойственна постмодернистам.

В заключительной части книги отец-архимандрит дает с духовной точки зрени широкую панораму современной жизни - от современного искусства и философии до спорта - рассматриваемых в отношении нарастающего в последние времена процесса апостасии. Некоторые суждения автора здесь могут показатьс чрезмерно резкими, но нужно помнить, что их выдвигает монах, отрекшийся от мира и ищущий только чистого блага и истины, а не мирянин, могущий удовлетвориться благом относительным.

 

Дмитрий Сапрыкин

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

Оглавление номера

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев