zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ СВЯТЫНИ
Распоряжением Правительства Российской Федерации нижний храм церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях передан в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви.
Увенчалась успехом многолетняя борьба прихода за право использовать храм по его прямому назначению и возобновить в нем прерванное на шестьдесят лет приходское богослужение. Это радостное известие вызвало, однако, приступ негодования гонителей Церкви и ряд резких выступлений в средствах массовой информации, в которых предпринята попытка придать рядовому акту правительства масштабно-скандальный характер и бросить тень на новое политическое руководство страны, якобы пытающееся возродить союз Церкви и государства в духе знаменитой триады графа Уварова. "Правительство пытается заигрывать с патриархией, потому что православие становится особенно модным и набирающим силу в наши дни", - цитирует директора Государственного института искусствознания А. Комеча английская "Гардиан" от 11.04.00. "Это первый подарок Владимира Путина православной церкви", считает кандидат искусствознания Г. Ревзин ("Коммерсант", 05.04.00). Храм стал "заложником большой политики", заключает "Сегодня" (31.03.00). "Путин не выдержал православного натиска" ("Время", 07.04.00). А директор Рублевского музея Г. Попов высказался даже так, что "Путину не следовало бы подписывать этот документ. Он не имел на это права" ("Гардиан"), и вознамерился "исправить ситуацию", подав на правительство в суд ("Время").
Кроме заведомой предвзятости в этих публикациях поражает удручающее невежество в правовом и историческом отношении, беспардонность и безответственность в использовании непроверенного, искаженного и сознательно извращенного материала. "Храм не был приходским, а вотчинным, то есть не предназначался для регулярных богослужений, - пишет г-н Ревзин. - Приход там образовался сравнительно недавно - в начале 90-х" ("Коммерсант", 05.04.00). Не было, уважаемый историк архитектуры, в Русской Православной Церкви вотчинных храмов. Вотчинные да усадебные храмы возникли лишь в советском искусствознании, которое, как известно, много потрудилось над искажением в сознании современников образа Древней Руси и реальностей русской жизни. В действительности в Церкви имелись храмы: ставропигиальные (находившиеся в ведении Патриарха или Синода); кафедральные (в ведении епархиального архиерея) или городские соборы в уездных городах; крестовые (в резиденциях архиереев); приходские (в городах и сельской местности); кладбищенские; храмы при учреждениях, больницах, тюрьмах, учебных заведениях, в армии и на флоте; домовые, устроенные в жилых домах для частного пользования.
Домовые церкви при жилищах в церковно-историческом отношении - явление для России сравнительно позднее, свидетельствующее об упадке благочестия и церковного строя. Особенное распространение они получили у именитых русских людей в XVIII веке, предпочитавших молиться отдельно от народа Божия, что само по себе нелепость, если не кощунство, почему Церковь и восставала против такого злоупотребления. Однако царственная лень российской знати и нарождавшееся гуманистическое сознание новых русских людей той поры временами брали свое: домовые церкви бывали разборные, походные, устраивались в жилищах и надстройках над приходскими храмами. Так было и в Филях, где в построенном в 1691 году двухъярусном храме Лев Нарышкин над нижним приходским возвысил обетный Спасский, который, согласно архивным документам, имел сверхштатное духовенство на ружном (руга - плата деньгами и продуктами духовенству за его служение) содержании и использовался по благословению правящего архиерея до 1783 года как домовой, после чего перешел в ведение прихода.
Первые упоминания о приходе в Филях относятся к началу XVII века, и затем рост и изменения в составе прихода прослеживаются с возрастающей полнотой вплоть до 1916 года, когда отмечено 1295 прихожан. После революции статистика исчезает. Мы знаем лишь, что в 1933 году под обращением во ВЦИК с просьбой об оставлении храма за верующими подписалось 933 человека. В 1937 году на Бутовском полигоне были расстреляны настоятель храма священник Алексий Глаголев, староста М.И.Ястребов и схимонахиня Александра (М.А.Червякова). В июле 1941 года храм был закрыт, община упразднена. Вновь приход образовался и был зарегистрирован лишь в 1991 году.
Христианские храмы строились миром. Нередко большую часть расходов брали на себя состоятельные члены общины. В Европе таковых называли донаторами, на Руси - храмоздателями. Но никому, естественно, и в голову не приходило, что богатый жертвователь получал владельческие права на церковное имущество, которое издревле считалось принадлежащим Богу и народу церковному. Со временем правовые отношения в этой области получили должное оформление. Согласно Своду законов Российской империи, право юридического лица на владение движимым и недвижимым имуществом было закреплено за архиерейскими домами, монастырями и церквами (приходами). Владельческие права Покровской церкви на Филях, согласно архивным материалам, были зафиксированы, в частности, в страховой оценке принадлежащих ей строений (от 28 июля 1910 года): двухэтажная каменная церковь, богадельня, приют, дома причта и пр., - всего двенадцать строений. Как известно, декретом СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ были объявлены народным достоянием. Однако этот декрет и иные аналогичные акты советской власти постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.10.1990 г. были признаны утратившими юридическую силу. Ныне действующий Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусматривает как право собственности религиозных организаций на здания религиозного назначения (ст. 21), так и право использования религиозными организациями по функциональному назначению культовых зданий, остающихся собственностью государства (ст. 22). Последняя статья и послужила правовым обоснованием распоряжения правительства.
Уместно заметить, что к настоящему времени все храмы, являющиеся памятниками архитектуры "нарышкинского" барокко, уже переданы в пользование Русской Православной Церкви. Это колокольня, храмы и корпуса Новодевичьего монастыря (среди них Преображенская надвратная церковь с первоначальным иконостасом работы, как и в верхнем храме в Филях, Карпа Золоторева); это храмы Донского монастыря и в особенности его большой собор (также с первоначальным восьмиярусным резным золоченым иконостасом и иконами работы мастерской Карпа Золотарева); это церкви Знамения на Шереметевом дворе, Троицы в Лыково, храмы в Дубровицах, Уборах, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Здесь можно упомянуть и знаменитую Меншикову башню на Чистых прудах, храм Иоанна Воина на Якиманке - памятники московского барокко, также находящиеся в пользовании Церкви. Кстати, нам неизвестно что-либо об их разрушении или гибели.
В Филях верхний Спасский храм с иконостасом XVII века остается в ведении музея, а нижний, убранство которого XIX-XX веков является вполне рядовым, передается в пользование прихода. Единственное, на что мы претендуем в отношении верхнего храма, это чтобы в нем алтарь содержался по правилам Церкви и чтобы музей не проводил в нем мероприятий, оскорбляющих чувства верующих вроде съемок историко-документального фильма с игровыми элементами для корейского телевидения 21 марта 1998 года с актером в роли священника.
Передача Филевского храма никакого отношения к политическим событиям января - марта 2000 года не имела. Вопрос о возобновлении богослужений в нижнем храме возбуждался с 1991 года. В 1992 году проект постановления о передаче всего храма предложило Управление охраны памятников г. Москвы. Впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий неоднократно обращался к руководству правительства Москвы и России с просьбой о передаче храма, но неизменно дело тормозилось из-за несогласия Министерства культуры РФ и администрации Музея им. Андрея Рублева. Наконец, в 1998 году новый министр культуры В.К.Егоров образовал экспертную комиссию, которая на основании заключения специалистов пришла к выводу о возможности проведения богослужений в нижней отапливаемой церкви в течение всего года при выполнении ряда технических условий. На этом основании министр культуры издал приказ от 26 мая 1999 года о подготовке нижнего храма к возобновлению в нем богослужений с 1 сентября 1999 года, выполнение которого по предложенному министром графику было сорвано администрацией Музея им. Рублева. В конце 1999 года Святейший Патриарх Алексий повторно обратился к вице-премьеру В.И.Матвиенко с просьбой о передаче нижнего храма и проведении по этому вопросу совещания заинтересованных сторон. Вместо этого по инициативе Министерства культуры Министерство государственного имущества РФ распорядилось 26 января 2000 года о закреплении права на оперативное управление всем зданием церкви Покрова Богородицы в Филях за Музеем им. А. Рублева. Музей им. А. Рублева является особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Находящиеся в его оперативном управлении здания музейного значения не подлежат перепрофилированию, что автоматически означало музеефикацию здания церкви и исключало использование нижнего храма приходом в богослужебных целях. Решение было принято без уведомления Святейшего Патриарха как епископа Москвы, неоднократно обращавшегося с просьбой о возвращении храма, и без согласования с приходом как юридическим лицом, имеющим определенные претензии на передаваемое музею церковное имущество. Это был волевой, беспрецедентный акт. Министерство культуры показывало, что вопреки закону и сложившейся в прошедшем десятилетии практике поэтапной и постепенной передачи религиозным организациям имущества богослужебного назначения оно может исключать из этого процесса определенные объекты, руководствуясь не правовыми основаниями, а идеологическими мотивами. Речь идет о представлениях, формировавшихся в предреволюционную пору в среде творческой интеллигенции и сложившихся в стройную систему взглядов на церковное искусство в эпоху воинствующего атеизма: шедевры древнерусской архитектуры и живописи утратили в наше время свое сакральное и узкоконфессиональное значение, они стали общенациональным и общечеловеческим достоянием, а потому храмы должны быть музеями, а иконы - неотъемлемой частью музейного собрания.
Демарш был настолько вызывающим, что третье обращение Святейшего Патриарха Алексия было услышано. 22 февраля вице-премьер В.И.Матвиенко выразила согласие с предложением Патриарха и поручила Минкульту и Мингосимуществу в десятидневный срок согласовать проект распоряжения Правительства. На совещании 2 марта у заместителя министра государственного имущества Н.А.Гусева было достигнуто согласие всех сторон, проект распоряжения заверен подписями участников, после чего вышло распоряжение Правительства Российской Федерации.
"Изгнание из храма" - так всерьез озаглавили свою статью журналисты "Сегодня" (31.03.00). "Судьба памятника предрешена", - мрачно заключают они. "Передав церковь в Филях общине, государство обрекло ее на медленное разрушение", - вещает "Время" (07.04.00). Директор музея Г. Попов и здесь высказался в присущем ему стиле: "Покровский храм - "дедушкины часы", чем чаще мы их будем заводить, тем скорее от них ничего не останется. По мнению А. Комеча, "решение правительства является худшим вариантом" для сохранности памятника. А министр культуры М. Швыдкой даже предсказывает сроки: "нерегламентированное использование памятника приведет к необратимым утратам и его разрушению в течение одного-двух лет" ("Коммерсант").
Что будет с "дедушкиными часами", покажет время, а вот что стало с ними при музейном использовании, уже известно. По поручению экспертной комиссии Министерства культуры, председателем которой был доктор искусствоведения А. Комеч, лаборатория музейной климатологии Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР) в январе 1999 года провела исследования по температурно-влажностному режиму в памятнике истории и культуры XVII века церкви Покрова в Филях. Специалисты пришли, в частности, к следующим выводам: "Значительный прирост температуры и влажности в нижнем храме при экстремальных нагрузках (при открытии выставок и молебнах) объясняется отсутствием вентиляции"; "разброс значений температуры и влажности в разных точках в плане так же свидетельствует о затрудненном воздухообмене в объеме церкви"; "проветривание после службы приводит к снижению параметров в четверике, но практически не оказывает влияния на алтарь, что так же свидетельствует о затрудненном воздухообмене в храме". По верхнему храму исследователи констатировали, что "воздухообмен в здании носит хаотичный характер за счет интенсивной неконтролируемой фильтрации воздуха, вытяжка из верхней зоны отсутствует". В заключении специалистов Центральных научно-реставрационных производственных мастерских (ЦНРПМ) Минкульта по инженерному и технологическому исследованию конструкций и материалов интерьера церкви Покрова в Филях в июне 1999 года "отмечена промочка в своде закладной части верхней церкви, причиной которой служат сильные или ураганные порывы ветра, "забивающие" атмосферные осадки в щели, имеющиеся в столярном заполнении оконного проема. Надо признать, что столярные заполнения не подогнаны к коробкам, что и служит причиной затекания воды через щели в столярные заполнения в интерьер верхней церкви". Специалисты по музейной климатологии ГОСНИИР продолжают: "Относительная влажность изменилась в верхнем храме в результате неконтролируемой фильтрации в диапазоне 60-88%". И далее: "Результаты наших наблюдений показывают, что существуют периоды, когда внутри церкви влажность повышается до 80-90% (весенний переходный и оттепели зимой). При данном обследовании конденсат наблюдался на окнах, следы стока конденсата отмечаются по окнам третьего света и в оконных нишах второго света". Климатологи отмечают: "Резкий подъем относительной влажности внутри в период оттепелей свидетельствует о высокой неконтролируемой фильтрации воздуха и о недостаточной защищенности внутреннего объема от наружных метеоусловий". Специалисты считают: "Учитывая уникальную историко-художественную ценность интерьера верхней церкви, она должна эксплуатироваться со строжайшим соблюдением всех правил эксплуатации неотапливаемых церковных зданий (консервация на зимний период, проветривание по специальной методике, ограничение посещаемости)". Однако именно в нарушение этих правил музей проводил в верхнем храме в марте 1998 года съемки фильма для корейского телевидения. По словам заведующей отдела, в таких случаях сотрудники музея используют для абсорбции влажности сухой лед. По свидетельству специалистов ЦНРПМ, обследовавших фасады и стены храма, "организация отвода ливневых и талых вод от стен памятника выполнена недостаточно хорошо, а пространство за колоннами мало того что недостаточно проветривается, но еще и талая вода оттуда просто не отводится, и, как выше было отмечено, разбивка цветников у стен памятника затрудняет естественный сток воды". "Все вышеперечисленное, - как отмечают эксперты, - служит причиной замокания кирпичной кладки стен церкви и баз белокаменных колонн, подсоса влаги в кирпичную кладку стен и белый камень баз колонн с соответствующим выходом солей, разрушающих кладочный материал, и, кроме того, избыточное увлажнение стен и баз колонн служит причиной их морозного разрушения, что повсеместно наблюдается в натуре". Налицо не только просчеты предыдущей реставрации памятника, но и результаты его неквалифицированного хранения музеем.
"Это наше культурное наследие", - заявляет г-н Попов в "Гардиан". Позвольте думать, что и наше тоже. И в гораздо большей степени не только наследие, но и святыня. По слову свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского, "церкви и монастыри по свойству и постоянству их бытия должны быть преимущественными источниками и надежными хранителями древностей". В наши дни Церковь возвращается к активному участию в культурном строительстве и ожидает понимания и отношения к себе как к надежному соработнику в общем деле.


Настоятель храма и председатель Приходского совета
храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях священник Борис МИХАЙЛОВ

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев