zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

ОТВЕТ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА НА ОБРАЩЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ, АДРЕСОВАННОЕ РУССКОМУ НАРОДУ
Ваши Преосвященства, Преосвященнейшие Владыки!
С почтением к Вашему высокому сану и служению я, дворянин по крови, священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата по Божиему призванию, взял на себя смелость написать Вам в связи с Вашим обращением к Русскому народу.
Россия, которой Вы желаете пользы и спасения во Христе, слава Богу, пережила страшные годы безбожной власти, которые сопоставимы только с годами Диоклетиановых гонений. Радостно, что Вы, потомки оставивших Родину по тем или иным причинам эмигрантов, понимаете многое из того, что пришлось пережить Вашим братьям, оставшимся в России.
При этом мне искренне жаль, что деятели РПЦЗ все дальше и дальше уходит в сторону от реальной российской жизни, от подлинной и благодатной жизни нашей Русской Православной Церкви, от насущных потребностей единокровного Вам Русского народа. Я, читая письма священнослужителей и мирян РПЦЗ, не могу скрыть своего глубокого возмущения, когда авторы этих писем смеют с уничижением касаться Святой Матери Церкви, осуждая те или иные Ее решения.
Вселенская Церковь имеет Своею Главою Господа нашего Iисуса Христа, а в России только одного абсолютно законного, Соборно избранного по всем Православным канонам Первоиерарха и Предстоятеля - Святейшего Патриарха Алексия II, признанного всеми Главами Поместных Православных Церквей и по Диптиху стоящего после Иерусалимского Патриарха.
Достаточно хорошо зная историю Церкви в России XX века, испытав в своей семье и даже на себе лично тяготу гонений, когда почти все мои предки прошли сквозь лагеря и лишения, а меня в юношеском возрасте за веру исключали из института и выгоняли из дома, дерзаю с кротостью, но твердо сказать Вам: в Русской Православной Церкви не было таких смертных грехов, которые Вы, Ваши Преосвященства, смеете Ей вменять, называя Святую Церковь Христову в России Апокалиптической "блудницей".
Только глубокий отрыв от трагической российской действительности ХХ века и связанное с этим неведение могут служить оправданием этого неправедного осуждения Церкви.
Не имею желания вдаваться в канонические тонкости трагического раскола, происшедшего между РПЦЗ и Московским Патриархатом, я хочу остановиться на вопросе территорий и Церковной собственности в Святой Земле и в других странах Мира.
Мне самому в 1995 году довелось быть свидетелем ужасающего состояния монастырей Русской Зарубежной Церкви, находящихся в Святой Земле (кроме Гефсимании). Действительно, у нас, русских паломников, осталось тяжелое чувство от заброшенности и неухоженности великих Святынь Русской Церкви, попавших к Вам в руки.
В Елеонском монастыре нас тогда встретили две доброжелательные румынки - то ли монахини, то ли послушницы, которые ни слова не говорили по-русски, сушили на ветвях вековых деревьев свое поношенное белье и предлагали нам свои незатейливые сувениры.
Однако разбитые стекла в корпусах, ощущение, что служб в Храмах и часовнях давно не было, произвело на нас тогда очень тягостное впечатление. Где Слава Великой России, где сила Русского Православия? Воистину, без всяких богоборцев - "мерзость запустения на святом месте" и горькое чувство, что погасла "Русская Свеча".
Стыдно стало и за Вас, Ваши Преосвященства, что Вы, кичась своим "преемством" довели живую святыню до плачевного состояния. Может быть, среди американцев - "римских граждан" русского происхождения - нет уже монахов? Приезжайте в Россию, на свою Родину. У нас есть.
То же самое запустение, только в виде еще более худшем, было и у Хеврона, и в Иерихоне. Что, разве это не правда? Происки "блудницы"? Нет, это взгляд русского православного человека, гражданина России.
Очень грустно было слышать про истерику хевронской монахини, которая, несмотря на Ваше благословение "все открыть и показать", забилась в конвульсивном приступе, крича, что "лучше с сатаной, чем с Патриархом". Или Вы забыли этот печальный случай?
Нет ничего удивительного, что ее выдворили палестинские солдаты: они остудили ее чрезмерный религиозный пыл, ибо, если бы эта несчастная без покаяния умерла от своего припадка, - так и осталась бы с сатаной.
В Патриарших монастырях, коих, благодарение Богу, множество теперь в России-матушке, по старой, проверенной дореволюционной традиции и по заветам старцев таких монахинь на сорок дней сажают на хлеб и воду - за непослушание Священноначалию, а у Вас они все - "римские граждане".
Также и монахиня Мария (Стефанопулос), сестра клинтоновского клерка. Даже невозможно представить, чтобы настоящая православная монахиня столь ненавистной Вам Патриаршей Церкви без благословения написала "открытое письмо" папе Римскому, приехав куда-нибудь "случайно" и по спутниковому телефону выходя в Интернет! Все это очень грустно.
Вы вместо того, чтобы помогать русскому народу и Церкви в нынешнее тяжелое время, определяющее исторический путь России, вместо того, чтобы влить в наши жилы частичку своей, родной нам крови, здоровой по принадлежности к старой России, которой мы были насильственно лишены, - Вы все делаете наоборот.
Вы позорите перед людьми века сего Лик Святой Матери-Церкви. Вы устраиваете слушания в Конгрессе США, Вы пишете, что Русскую Православную Церковь основал Сталин в 1943 году, и многое другое в том же духе. Может быть, и здесь Вас подводит Ваше "римское гражданство".
Знайте же, Преосвященные Владыки, священники, миряне. Мы, русские люди, перед "римскими гражданами" не кланяемся. Мы, русские люди, вынесли на своих плечах Крест и Голгофу кровавого ХХ века. Мы, русские люди, и сегодня в России - каждый час под дамокловым мечом. Но мы, живущие сейчас на многострадальной русской земле и деля со своим народом все тяготы и лишения, укрепляемся Верой и Святой Церковью храним верность Православию и ни на йоту не отступили от Ее спасительной Истины.
Сегодня - восстанавливаем наши общие с Вами Святыни и служим в них по всем правилам Святой Церкви, а паче - по неизреченной Божией милости к нам, грешным.
Не надо нас поучать, как нам жить. Мы во многом это знаем лучше и глубже Вас, потому что нас питает Русская земля, на которой мы живем и которую любим, Ее тысячелетние христианские корни, от которых вы оторвались, оставшись до сего дня в своих мечтах о России конца Синодального периода точно так же, как старообрядцы, оторвавшись от Церкви навсегда, остались в веке семнадцатом...
Не знаю, кто кому нужнее, - Вы нам или мы Вам. Подумайте об этом. Или Вы думаете, что у нас нет своих проблем, что мы будем жить тем, чтобы разбирать Ваши постоянные и однообразные претензии, вынутые из старого сундука Вашей ранней молодости?... Нет! Мы будем жить и служить Христу: во-первых, потому, что, пока Вы превозноситесь своей "истиной", умирает наш с Вами русский народ, и ему нужно помочь выжить, во -вторых, потому, что у нас есть для этого все: и полнота Истины, и Милость Божия, и богомудрые старцы, и законный Всероссийский Патриарх, и настоящие Православные Архипастыри, и пастыри, которым верит наш многострадальный народ, как бы Вы эту веру ни разрушали.
Не нужно нам постоянно твердить о необходимости нашего покаяния за тех, которые отстояли Церковь в лютых гонениях: даже если они совершали ошибки - они уже давно почили о Господе; мы только можем делать из прошлого полезные для Церкви выводы, молясь за упокой "Святейших Патриархов Православных и всех преждеотшедших Отцов и братий наших".
Знайте, пребывающие в расколе с Матерью-Церковью, что нас, а не Вас укрепляет кровь Новомучеников, разлитая по всей России, - потому что нас, а не Вас каждый час, и в нынешнее время, и в будущем - могут точно также прийти и увезти в лагеря.
Приезжайте к нам из Зарубежья, Преосвященные Владыки, священники, миряне, приезжайте в наши храмы и монастыри, переполненные многострадальным народом нашим, посмотрите в глаза священников и простого русского народа, который Вы, кажется, уже забыли.
Приезжайте в Россию, поживите у нас безвыездно хотя бы лет десять-пятнадцать на 15 долларов в месяц, без всяких дотаций, - так, как реально живет большинство из наших двадцати тысяч Патриарших священников в Ярославской, Курской, Архангельской, Костромской, Камчатской, Томской, Красноярской, Вологодской, Тамбовской (...) Епархиях, совершая подвиг своего Служения Богу и людям, восстанавливая из руин свои Святыни и свой народ.
Если Вы семейные, возьмите несколько бездомных детей и воспитайте, как делают множество наших священников. Продайте свои "римские" квартиры и постройте в России приюты для бездомных - они в этом нуждаются.
Попробуйте своими руками восстановить из руин Божии Храмы, помогите своим пастырским словом разрушенным безбожием и пьянством душам единокровных и единоверных Вам людей, поживите с народом Его нелегкой жизнью, побудьте РУССКИМИ.
Тогда Вы закроете в России свои смешные приходы, где говорят не о Христе и Православии, не о всем нам нужном КРЕСТНОМ подвиге Христианской жизни, а о "сатанистах в рясах", (которые при этом в Святой Земле реально спасают от вселенского позора - для русских же паломников - брошенные по Вашей немощи Святыни и поливают засохший от Вашей любви Мамврийский Дуб, который только теперь вновь дал свой живой росток!).
Станьте же РУССКИМИ - Вы, которые кичатся своей русскостью, тогда Вы поймете даже и тех представителей нынешней российской власти, которые безо всякого принуждения, а по своему неиспорченному РУССКОМУ чутью - совершенно правильно делают, что не отдают Вам храмы и монастыри и в России не открывают Вам приходы...
Я верю в Вашу архипастырскую, священническую, просто человеческую Богом данную мудрость и в Божию милость ко всем нам; а Вы, пожив в России и даже оставшись за ее пределами, все свои ошибки - я на это крепко надеюсь - поймете сами, поймете по-настоящему, как русские люди, а не как "римские граждане".
Церковь ошибаться не может, и если Вы - часть Ее, Бог не попустит Вам ошибиться.
Почтительно вновь испрашивая у Вас прощения за откровенность, клирик Стольного Града Москвы, Спасского собора б. Андроникова монастыря
священник Леонид Калинин 31 марта 2000 г.
Я написал письмо в ответ на обращение архиереев совершенно неожиданно для себя, потому, что душа болит о нашем разделении, я много раз бывал в Америке и Европе, общался с мирянами РПЦЗ - и все больше прихожу к выводу, что процесс разделения нужно как можно скорее прекратить. Мы все позорим свой народ, свою Церковь тем, что не можем найти в себе мужество признать прошлые и настоящие ошибки, понять друг друга по- братски и простить.
Безконечно жалко, что Митрополит Виталий не смог в начале 90-х годов отдалить "катакомбного" архиепископа Лазаря (хиротония которого вызывает большие сомнения в каноничности его архиерейства) и прочих людей, которые на расколе Церкви наживали себе популярность и неправедный авторитет.
Это люди не от Бога - оголтелые и озлобленные. Однако, если бы Митрополит Виталий и члены Зарубежного Синода не был столь неоправданно доверчив, он мог бы все это разглядеть и понять. Ведь "катакомбники" люди действительно страшно озлобленные. Мученики за Христа такими не бывают. Я ни разу не встречал среди этих людей нормальных и добрых христиан: даже в интернете они показывают свою не христианскую сущность.
Разве Митрополит этого не замечал, не видел? Получилось, что он через них заразился этим неприятием и озлобленностью. Однако, Митрополит уже стар, он на пороге Вечности. Неужели он уже не поймет происходящего и не сделает шага к примирению?
Я всегда считал, что в Зарубежной церкви есть здоровая кровь - от старой России, от которой нас насильственно отлучали - огнем и мечом вытравляя Веру в русском народе.
Не знаю, чего хочет достигнуть Синод своим обращением, - помочь русским православным людям в чем-то разобраться, или посеять новые семена раскола и разделения. Мне кажется, что сейчас нужно совсем другое.
Мне кажется, что Архиереям РПЦЗ нужно обратиться лично к Патриарху в достаточно конфиденциальном порядке и предложить без всякой помпы создать согласительную комиссию для уврачевания раскола и разделения. При этом в нее должны войти влиятельные и авторитетные люди РПЦЗ и МП. Но все нужно делать только лично через Патриарха - слишком важен для всех вопрос примирения.
Я думаю, что РПЦЗ может рассчитывать на понимание Святейшего Патриарха и, возможно, получить особый статус - автономного существования - со своей нынешней иерархией и клиром - но в лоне Матери-Церкви, а не в состоянии с Ней раскола и вражды.
Другого пути, мне кажется, просто нет. Церковь наша слушает Святейшего Патриарха, и Его решение будет определяющим для последующих Соборных решений.
Историческое время РПЦЗ кончилось. Часы пробили с последним заявлением Синода. Десять последних лет прошли даром, они просто прожиты, растрачены зря священноначалием Зарубежной Церкви: ничего для России и русских, кроме вреда, не сделано.
Только усилена горечь обид и разделения. Ни помощи, ни добра, ни Любви Христовой, ни терпения, ни снисхождения.
Синоду и Митрополиту нужно решать с кем быть, со злыми "катакомбниками" и другими отщепенцами, или со своим народом и со своей Церковью.
Тертуллиан говорил: есть два пути: путь Жизни и путь смерти...
Выбор остается. Но времени остается мало.


Ваш о.Л.




Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев