zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

Православная классическая гимназия "Ясенево"

РАДОНЕЖСКОЙ ГИМНАЗИИ - 10 ЛЕТ
Интервью с председателем
Совета Гимназии, Евгением Никифоровым
- Евгений Константинович, как возникла сама идея создания гимназии?
- Это коллективная идея, и возникла она не на пустом месте. В "Радонеже" никогда не было абстрактных задумок. У нас были реальные потребности - наши дети подрастали, и им необходимо было духовное окормление. И мы стали создавать воскресную школу для своих детей. Преподавали в этой школе мы сами, круг предметов там был достаточно разнообразным - так как с самого начала было понятно, что недостаточно было просто преподавать закон Божий, а нужно было создать определенную духовную и образовательную среду, в которой бы дети духовно воспитывались. Таким образом у нас о. Алексий Сысоев - тогда еще просто Алексей Николаевич - преподавал изобразительное искусство, Евгений Андреевич Авдеенко преподавал греческий язык в воскресной школе и т. д., то есть гимназия в зародыше уже была. "Старая" средняя школа, советская, к этому времени была уже в довольно сильной степени развалена и развращена. О. Артемий Владимиров, долго бывший духовником гимназии, как-то сказал, что речь идет о создании для православных детей своего рода "педагогического Эдема", уж не знаю, насколько нам это удалось. Школу мы делали для своих детей, и инициаторами были тот же о. Алексий, Евгений Авдеенко, Алексей и Елена Рогожины и еще ряд наших братьев и сестер, близких нам по духу людей. Поскольку здания у нас не было, да и большого школьного опыта не было, поначалу возникла простая идея "инфильтрации" классов православной школы в обычную школу. Мы договорились с некой средней школой (в проезде Карамзина), нас с радостью тогда пустили, и таким образом были открыты классы православной гимназии в рамках обычной школы.
- А как случилось, что вы потом оказались здесь - в здании детского сада на ул. Одоевского?
- Да, действительно, это очень поучительно в духовном смысле для православных людей, которые затевают какое-то дело. Естественно, мы не знали, как все устроится. Какие у нас будут отношения с государственной школой, как внутри коллектива педагогического будут строиться отношения, но оказалось, что подобная инфильтрация православной школы в обычную советскую школу вызывает конфликт, ведь это инородное тело, которое школа попытается либо под себя подмять, либо вытолкнуть из себя. Произошел конфликт с администрацией, достаточно мягкий, надо сказать, но нас стали вытеснять, и мы не стали биться, мы стали обращаться в органы образования, и нам дали вот эти площади. Тогда как раз разрушилась система советских воспитательных учреждений, освобождались детские садики, многие из них шли под коммерческие структуры, и у нас были полные основания требовать, чтобы нам дали этот детский сад, чтобы продолжать воспитательный процесс в системе воспитательных учреждений.
- Еще один вопрос, на который Вы уже частично ответили: как все-таки виделась направленность гимназии и ее основные задачи?
-Я повторяю, нас никогда не увлекала маниловщина. Мы - люди конкретных действий и общество "Радонеж" - это общество, может быть, малых, но реальных дел. Мы не ставим себе никаких космических задач - спасти всю Россию или всех воцерковить - это бессмысленно. Была конкретная проблема - ее надо было решать. Поэтому и здесь мы не ставили задачи строить какую-то особую гимназию, исходя из традиций древности, или устава гимназий XIX века. Были конкретные педагоги: блестящий педагог по античной культуре и древнегреческому языку - Евгений Андреевич Авдеенко, Алла Новикова - его ученица и сотрудница, отец Алексий - художник. И вот из этих конкретных людей начал строиться фундамент православной школы, школы гуманитарной, классической.
- А как правительство Москвы относилось к созданию гимназии и как оно сейчас к ней относится?
- Об открытии гимназии министерство, все образовательные органы узнали из телерепортажей. Поэтому мы специально пригласили все возможные средства массовой информации, чтобы поставить официальные советские структуры просто перед фактом - все, дело свершилось, гимназия такая есть. Дело в том, что наша гимназия не только первая православная, но и вообще первая негосударственная школа в России. Поэтому ни законодательного обеспечения, ни нормативной базы - ничего этого не было. Никто не знал, как с этим иметь дело. Состоялась выездная сессия московского департамента, увидели, что делать нечего, смирились, и в конечном счете начали помогать.
- Каковы проблемы, стоящие перед гимназией сейчас?
- Перед гимназией несколько проблем. Во-первых организационные, она развивается. Сейчас, я чувствую, школа должна совершить какой-то качественный скачок, хотя не знаю, как все это произойдет. Возможно она разделится на две части - начальную школу и гимназию. Но это техническая проблема, и как ее решение отразится на внутренней жизни гимназии, пока сказать трудно. Ведь школа, как мы уже за 10 лет убедились, это действительно живой организм, который живет, развивается, одни люди приходят, другие уходят. Это благодатный живой мир, в котором Дух животворит. А из внешних проблем у нас проблема одна - это обеспечение, презренные деньги. Гимназия практически не имеет спонсоров, она в этом отношении всегда с большими проблемами сталкивалась. Но Господь всегда нам помогал - ведь дело-то доброе.

Интервью с иереем Алексеем Сысоевым,
директором ПКГ "Ясенево"
- Батюшка, вводный вопрос: расскажите о своей биографии.
- Мне кажется, что биография моя мало интересна. Жил, родился и учился в Москве; поступил в художественную школу. В художественной школе наше поколение было склонно к философии - мы много размышляли, нам хотелось найти истину в искусстве. А для этого захотелось "странничества". Мы с другом решили не поступать в высший художественный институт. Нам казалось, что там то же самое, что в школе. Поэтому решили поступить на вечернее отделение педагогического института, чтобы иметь больше свободного времени и свободных изысканий. Через 7-8 лет после этого получил я, грешный человек, дар Веры в Бога, принял святое Крещение. Затем началось странничество другого рода - нужно было существовать в тогдашней жизни, где не было места для верующего человека. Я уехал, чтобы постигнуть глубины церковной жизни, в подмосковный приход, где был алтарником и пек просфоры 10 лет. И еще я работал здесь, в Москве, делая вывески, чтобы иметь возможность кормить свою семью. Тут я познакомился с сотрудниками тогда еще молодого общества "Радонеж", которые занимались духовным просвещением. И они вовлекли меня, как и других своих членов, в эту полезную работу. Была основана наша школа, по ходу дела стало ясно, что мне следует принять священный сан. После этого я стал директором школы в священном сане. Где нахожусь, с помощью Божией, и по сей день, желая понять, как надо воспитывать детей, которые "не от похоти плоти, - говорит апостол Иоанн, - не от желания мужа, а от Господа родились", то есть людей, которые должны быть воспитаны не просто к этой отдельной, суетной жизни, но к Жизни Вечной. И я рад, что я принимаю в этом участие. Вот и все о моей биографии.
- Кто был инициатором создания гимназии?
- Идея православной гимназии принадлежит Евгению Андреевичу Авдеенко. Он был инициатором этого, он нас собирал, робких людей, которые никогда бы не решились на это. Нужно было кому-то из нас набраться, как говорится, дерзости, для того, чтобы затеять такое большое дело, не имея ничего. Фактически у нас ни средств, ни помещения, ни учителей, ни программ - ничего не было; было одно какое-то движение. Так и апостол Павел говорит, что и желание от Бога, и исполнение от Бога. И вот то, что собрались из разных мест люди, не знавшие друг друга незадолго до этого, и решились на такое дело, думаю, как раз показывает, что это было вышеестественно.
- Батюшка, скажите, на "направление" гимназии Евгений Андреевич как-нибудь повлиял?
- Безусловно. Классическое направление - это от него. Он уже имел некоторые разработки по Гомеру. Он имел представление о пользе классического компонента в православном образовании. В образовании православного человека древние языки имеют особую значимость, так как они ближе сердцу человека, они в этом смысле ближе глубинному человеческому Логосу, как сейчас говорят знатоки. Дальнейшее дробление языков делало их более рациональными и более бедными. Поэтому Божие слово, богослужение так и остается связаннным с древними языками. Выражать наиболее глубокие помышления и чувствования на современных языках трудно и не представляется удобным. Поэтому древние языки и древняя культура должны войти в образование верующего человека.
- Каковы были цели, поставленные при создании гимназии?
- Цель была в том, чтобы соединить науку и веру, которые разделяли коммунисты, атеисты: они ведь их как бы сталкивали лбами. Нужно было показать, что это было неверное дело, что можно прекрасно соединить и то, и другое. Чтобы верующие люди были людьми культурными, образованными и владеющими всеми сокровищами культуры, выраставшей ведь из культа.
- Батюшка, расскажите о психологическом климате в гимназии.
- Вообще гимназия должна, постепенно созревая, создать тот климат, который характеризует общность Христовой церкви. А для церковной общности характерно чувство братства, чувство любви, чувство того, что у нас есть общее отечество, общий Отец. Когда первый раз Церковь видели в Иерусалиме, все с великим благоговением и любовью к ней относились, как написано в книге Деяний, но при этом никто из внешних не смел к ней присоединиться. Это чувство Божьего избрания: "Я избрал вас от мира", - говорит Господь. Поэтому чувство того, что мы должны находить особые пути в своем развитии, и эти пути не какие-нибудь искусственные, а самые прямые, которые можно показать всем, должно нас одушевлять, делать нас особыми "трудниками". Мы берем и выдерживаем большие нагрузки, и это не случайно. Мы не угождаем себе и ищем возможности удержаться на узком пути, который нам всем Господь заповедал. Эта трудная напряженная жизнь должна быть срастворена с нашим взаимопониманием, с любовью, с терпением друг друга: "Терпите друг друга, носите немощи друг друга, и так исполните Закон Христов". Вот это неожиданное чувство ближнего, когда мы улыбаемся друг другу и не понимаем, чего там веселого, и ведь не сказали друг другу ничего веселого, и все равно нам хорошо друг с другом. Вот это признаки религиозной школы.
- В Гимназии существует Храм. Могли бы Вы рассказать о его значении?
- Значение Храма в Гимназии - это значение поиска места духовного образования в школе. Дело в том, что изначально было дано два больших направления в образовании: одно - это духовное, а другое - светское. Одно из них было при храме, где учили тому, что ни вычитать в книгах, ни наблюдать в природе, - знанию о Боге, о Его Законе, о том, что жизнь свята, что ее надо поддерживать, исполняя нравственные законы, что человек сейчас не совсем такой, какой был Богом создан и введен в мир, что человек через ожидание Спасителя должен ожидать своего избавления, ожидать лучшего. Это содержание храмового образования. Введение во храм Пресвятой Богородицы - это праздник храмового воспитания и образования. А другое - это воспитание дальних, язычников, тех, кому не было дано откровение от Бога, но которые в себе, в сердце своем, как учит нас Апостол Павел, знали, что такое добро и что такое зло по закону сердца своего. И умом своим они вперялись в эту природу и видели, что мир несет в себе тайну Творца. Эта наука и это образование стало другим направлением. Оно удержалось в школе, как единственное. Но мы хотели сказать, что этого нам мало, нам, людям, которые родились от Бога в Крещении. Нам этого образования уже мало. Нам нужно более крепкое знание, знание церковного опыта, получаемое через церковные таинства. Поэтому и Храм мы понимаем как
образование, но уже высшего порядка.
- Еще один вопрос, который задают, наверное, в любом интервью: каковы творческие планы и пожелания?
- Хотелось бы, чтобы наше образование в Гимназии углублялось. Чтобы все то новое, что Бог нам здесь давал, достигло полного развития, чтобы мы имели высшее звено в образовании. Мы мечтали о 12-ом классе, потому что мы чувствовали, что мы не доучиваем своих учеников, что они выходят от нас, только начавши "вкушать" настоящего знания. Чтобы все звенья - и первичное, и высшее - все были в связи с нашей идеей религиозного образования, которое не противостоит светскому, научному образованию, но глубже, пожалуй, воспринимает и несет его. Вот это мы хотели бы довести до конца. Чтобы наша школа имела еще и "внешнее" проявление. Чтобы и люди во внешнем педагогическом мире могли участвовать в этом интереснейшем опыте. Чтобы внешняя молодежь знала, что есть слой молодых людей, который живет не просто удовольствиями, что они находят вкус в серьезной духовной жизни, что это их наполняет, держит, радует. Такие люди были прежде, русская интеллигенция была во многом такой. Они могут появиться и сейчас. Не одни танцплощадки, не одни грязные простые удовлетворения побуждений плотских составляют содержание человека. Нам хотелось бы, чтобы все об этом знали.
Интервью от 18.10.99. было подготовлено
И. ЛИТВИНОВЫМ и Г. ПЕТРОВЫМ

УСТАМИ МЛАДЕНЦЕВ...
В марте 2000 года в младших классах был проведен конкурс на лучшее сочинение о Гимназии. Фрагменты из сочинений приводятся с сохранением орфографии и пунктуации маленьких авторов, живо и непосредственно рассказавших о своей alma mater.
"Я учусь в гимназии "Ясенево". Мне в ней очень нравится, хотя, на первый взгляд, это самая обычная школа. Но на самом деле у нее есть некоторые странности: во-первых, здесь есть, так сказать, духовные предметы: ОДК (основы духовной культуры) и Церковнославянское чтение - одни из них. Во-вторых, наша гимназия с языковым уклоном; это значит, что в ней изучают много древних и обычных языков. Но главное в школе есть храм и директор у нас - священник. Вобщем мне здесь очень нравится".
Чернышев Николай,
3-й класс.
"В этой гимназии я учюсь первый год. Когда я сюда пришел, меня окружили теплом не только ученики, но и учителя. Мне нравится, что в классе не очень много детей. Мне нравится справлять именины, потому что в этот день бывают чаепития. Очень хорошо, что мы на продленке гуляем на улице. Мы с ребятами делали снежную гору. У нас в классе очень доброжелательная обстановка. Мне нравится приходить сюда после каникул".
Чиркин Дима,
3-й класс.
"Я учусь в школе, точнее сказать в православной гимназии. Директор у нас батюшка о. Алексей. У о. Алексея есть храм на втором этаже гимназии. В нем по понедельникам совершаются молебны с благословением на трудовую неделю, по субботам и воскресеньям служатся службы. О. Алексей взял меня в алтарь, где сейчас меня и обучают Божьему ремеслу. Как подавать кадило, как правильно брать благословение на стихарь и многое другое все это надо знать здесь.
В пятницу к нам в школу приезжали греки. Я очень хотел посмотреть, как их встретят, но никого из детей кроме продленки не оставили, а я не остался на продленку. Вот и все что мне запомнилось из школы".
Смирнов Артем,
3-й класс.
Отрывки из сочинений, отмеченных жюри:
"Мне больше всего запомнился праздник "масленица". На празднике было много эстафет, больше всего мне понравилось прыгать в мешках и доставать из воды яблоки. Потом мы сидели за столом и пили чай с блинами. Затем был конкурс на лучший русский народный костюм и на самое красивое блюдо из блинов. Но я в этом конкурсе не выиграл! Все равно праздник мне понравился".
3-й класс.
"В гимназии все уроки интересные, но больше всего мне нравится урок рисования, потому что я очень люблю рисовать. Когда входишь к нам в гимназию, часто пахнет домашними булочками. От этого становится уютно, как дома. При гимназии есть свой храм. У нас даже нет звонка, вместо него у нас колокол. Вот какая у нас гимназия".
Онищук А.,
3-й класс.
"Когда я окончил детский сад, мои родители сказали мне, что я поступлю в православную Гимназию. Я обрадовался и мы поехали в храм, чтобы попросить у батюшки благословения. Батюшка благословил и я поступил в Гимназию. Мне все понравилось, мы ходили в храм и пели молитвы".
Жодзишский Б.,
4-й класс.
"В нашей гимназии есть такие уроки каких нет в других школах. Например: Закон Божий, Церковно-славянский язык, Греческий язык, Латынь и другие. Сейчас мы изучаем немецкий язык, а потом будем изучать английский, французский и другие. На уроке физкультуре мы ходим в лес. Зимой мы катаемся на лыжах. Осенью и весной играем в футбол, делаем зарядку. Любимая игра моего класса - футбол. У каждого класса есть свой куратор. Мой любимый учитель - батюшка, и Нина Дмитриевна, Наталья Викторовна. Я очень сильно люблю свою гимназию!"
Седых Нина,
4-й класс.
"Моя гимназия находится далеко от моего дома. Я еду сначала на автобусе и пересаживаюсь на троллейбус. Я учусь, чтобы потом работать, но кем - еще не решил. Мои любимые предметы: рисование, труд и внеклассное чтение".
Кокорев Алексей,
2-й класс.
"Я поступил в гимназию два года назад. Я люблю учиться. Я учусь уже второй год и уже во втором классе, я подружился с Петей и Лешей. Я стараюсь ходить в Храм гимназический, потому что там много ребят, которых я знаю. Я бы хотел еще оставаться на рисование, но нет времени на это. Все мои братья учатся хорошо, и я хочу учиться хорошо".
Петров Даниил,
2-й класс.
"Я учусь в гимназии "Ясенево" во втором "б" классе. Мне нравится там учиться. В школе мы изучаем интересные предметы. Мы изучаем закон Божий, русский язык, природоведение, труд. Я люблю уроки математики и труда. Каждый понедельник у нас проходят молебны. Ведь только Бог может помочь нам хорошо учиться и быть хорошими детьми. Наш класс дружный. Мы все любим своих учителей и батюшку отца Алексея".
Евтюшкин Алексей,
    2-й класс.
"Отец Алексей - не только священник, но и директор нашей гимназии. Если кого-нибудь интересуют вопросы, отец Алексей с вниманием выслушает его и поможет их решить. В каждом классе у нас есть иконы и лампада. Все классы освящены. Мы постимся в среду и пятницу, соблюдаем посты и церковные праздники. Девочки ходят в длинных юбках, а мальчики в школьных брюках. Перед учением и после него - молимся. Иногда у нас бывают чаепития. Мне очень нравится учиться в гимназии!"
Черноризова Наташа,
4-й класс
"Еще мне нравится то, что в этой школе объясняют и рассказывают гораздо интересней чем в простой. Я люблю свою школу потому - что, это самая лутшая школа которую я знаю".
Титова Екатерина, 4-й класс
"Есть у нас дополнительные уроки рисования. На которые ходят все желающие от мала до велика. На этих уроках которые дает батюшка, получаются такие чудные рисунки, даже у тех, кто впервый раз рисует. Мы с большим нетерпением ждем этих занятий.
Я очень люблю гимназию, могу о ней много писать, но как говорится в пословице, "Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать". Приходите - Посмотрите!"
Смирнова Катя,
4-й класс.
...И даже теперь, когда приходится целыми днями сидеть то в гимназии, то дома за уроками, я все равно люблю свою гимназию! И я думаю, что мне будет очень грустно покидать нашу гимназию в конце одиннадцатого класса. Недаром, когда я в 1 классе была на последнем звонке и поздравляла одиннадцатиклассников, окончивших школу, с букетом цветов, мне показалось, что им совсем даже и не весело, что они окончили школу, и больше не надо сидеть за уроками. Тогда мне показалось это очень странным, но зато теперь я очень хорошо понимаю их".
Лисавенко Анастасия,
5-й класс.
"Мы переехали в Бутово. Я там пошла в воскресную школу при храме Параскевы Пятницы. В этой школе было очень много детей, которые учились в православной гимназии "Ясенево". Мне тоже очень хотелось там учиться. Мама согласилась. И я стала учиться в пятом классе "Б".
Мои первые впечатления были прекрасны. Многих детей я уже знала. И поэтому мне казалось, что я попала в родную семью. В гимназии добрые и строгие учителя. Мне очень хотелось бы закончить здесь 11 классов. И я думаю, что с помощью Божией все управится".
Федорова Анна,
5-й класс.
"Гимназия освящена молитвой, и мне здесь тепло и уютно, как дома".
Ш. Дойна,
5-й класс.
"Я пришла в эту школу в конце первого класса. И я уже привыкла к Гимназии. Сейчас я учусь в школе шестой год, и я считаю ее своей. Учиться я буду здесь до одиннадцатого класса.
Гимназия у нас не имеет много денег, и поэтому надо стараться хоть в чем-нибудь помогать ей. Наверное, самое большое чем я могу помочь Гимназии - верой, надеждой и любовью".
Валуева Ольга,
6-й класс.
"Православная гимназия, это не просто школа или гимназия, она помогает верующим единомыслить. В гимназии не только учатся, но и по мере сил духовно возрастают. Учащиеся и учащие стараются помогать друг другу во всем. Гимназия - моя, потому что я член ее семьи. Люди, приходящие сюда, смотрят друг другу в душу.
К сожалению здание наше не в очень хорошем состоянии, требуется капитальный ремонт, если не постройка заново, оно когда-то было детским садом".
Андреев Дмитрий,
6-й класс.



Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев