zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

В наше время православное вещание идет только на двух радиостанциях: "Радио "Радонеж" и "Народное Радио". Интересно, символично, что они открывались в разное время, но вещают на одной частоте СВ 612 кГц. С 7:00 до 19:00 - "Народное Радио", с 20:00 до 23:00 - "Радонеж".
Несмотря на то, что "Народное Радио" дает возможность выступить в эфире представителям партий и движений различной ориентации, тем не менее совершенно очевидно: оно остается на православных позициях.
Сегодня на страницах нашей газеты мы знакомим вас с очерком, написанным писателем, генеральным директором "Народного Радио" Владиславом Гороховым, который войдет в новую книгу "Родные сокровища, родное пепелище (по историческим местам северного Подмосковья)", которую он пишет совместно со Светланой Вишневской.

ДОРОГОЙ ОТ ХРАМА К ХРАМУ


...Проносящееся сейчас мимо Тайнинки шумное бессонное Ярославское шоссе - не просто одна из самых больших магистралей столицы. Хотя через ее автомобильный гул уже только в воображении может слышаться отголосок старой Ярославки, но исторический тракт действительно проходил совсем рядом, сказать точнее, почти параллельно - знаменитая Троицкая дорога, а еще ранее - Перяславская...
Исстари не было многолюдней ее по числу богомольцев, совершавших свое паломничество в Радонежье и далее на север, к храмам Ростова Великого, Соловецким островам, Кирилло-Белозерскому, Ферапонтову и прочим влиятельным северным монастырям. Самый многолюдный ее участок вел в Троице-Сергиеву Лавру. "По ней ездили и ходили наши прадеды, - читаем мы в старинном путеводителе, - вселенские и русские святители, великие князья и цари, многие именитые иностранцы".
Начнем с иностранцев - это к тому же в духе времени: foriegners (особенно торгово-денежного сословия) first* - и расскажем об одном забавном историческом эпизоде, а точнее, об одном английском купце по имени Ричард Ченсле, который по нашей Троицкой дороге направлялся в Москву в далеком 1553 году... История тем невероятнее, что все в ней - абсолютная правда, если хотите, это настоящий исторический анекдот, если брать здесь это слово в его исконном значении. Ведь анекдот в старину - это просто история, которая стоит того, чтобы ее послушали...
Итак, самая середина XVI века, русские сугробы, Троицкая дорога и некий заморский мистер, которого с обозом и почестями везут откуда-то из-под Полярного круга куда-то прямо в Кремль... Он - ни слова по-русски, его сопровождение - ни слова по-английски, и это позволяет одному хранить свою тайну, а другим - принимать все так, как оно им показывается.
А интрига в том, что после отплытия от родных английских берегов, после совершенно невероятных приключений на суше и на море, после бесконечных скитаний где-то в водах Гольфстрима (когда команда уже слала Господу свои последние молитвы) корабль купца вдруг оказывается в совершенно незнакомом для англичан море, а затем и у незнакомого берега, населенного людьми, говорящими на совершенно незнакомом языке.
Когда обе стороны стали вникать в суть сказанного ими путем жестов, мимики, интуиции и графики на песке, до незадачливого купца стало доходить, о, my God, ** куда его занесло: он где-то в России, где-то в устье Северной Двины, о которой раньше толком и не подозревал, что она есть на свете...
Пригорюнился, конечно, закручинился заморский гость. А вглядевшись получше в добродушные, доверчивые и такие сочувствующие ему лица "туземцев", спешивших наперебой обласкать оставшегося без любимой родины скитальца, сразу "понял", что его особа - не что иное, как чрезвычайный полномочный посол своей далекой страны Англии в их далекой стране России. Надо ж было брать реванш у судьбы за все неудачи!
"Послу" тут же были созданы все условия для немедленной отправки в столицу, прямо в палаты царя-батюшки Иоанна Васильевича Грозного... Вот вам тут и обоз, и русские сугробы, и Троицкая дорога, бегущая лентой в веках...
Дела у "посла" пошли в России просто блестяще - он готов был благословлять провидение за недавние мытарства. Вопрос "верительных грамот" был, видимо, как-то обойден, зато купеческая жилка помогла ему в ходе своей "дипломатической миссии" оперативно договориться также о торговом обмене обеих стран. И вскоре, как в сказке, по Ярославской дороге уже потянулись длинные санные обозы с товарами международного "бартера". Из России везли хлеб, сало, масло, крупу, клей, поташ, меха, икру... А из Англии - ткани, сахар, вина, пряности, олово, золото, медь, свинец, предметы роскоши.
* (англ.) - иностранцы первые ** (англ.) о. Боже
В какой-то точке Ярославской, или Перяславской, как еще говорили тогда, дороги это все, естественно, встречалось, а затем разъезжалось в разные стороны, и где-то здесь рядом была наша Тайнинка, дышавшая таким образом воздухом международных связей: за торговыми отношениями с Западом вскоре последовали и культурные.
Дорога как явление культуры... Наша дорога!
Но анекдот наш не закончен. Право же, если бы в свое время по старой Ярославке вдруг (по какой-то спирали времени) пошли обозы нашего сегодняшнего бартера с Западом, что стало бы с челюстью предков под окладистою бородою? Что подумали бы русские люди, увидев, как груженные золотом, оловом, медью и редкими металлами обозы везут это все из России, а навстречу им едет западный "эквивалент" из "предметов роскоши" - сникерсов, памперсов, тампексов, ватных палочек? Как бедный предок смог бы взять в толк, что это за металлы поступают к нам теперь с Запада в виде пищи и почему они зовутся "тяжелыми"? Предок знал только, что тяжелым для желудка бывает разве что бараний бок, съеденный на ночь с излишком каши.
Правда, если бы по той же спирали времени рядом с предком на Троицкой дороге оказался тогда 18-летний архангельский помор по имени Михайла, по фамилии Ломоносов, шедший с обозом рыбы в Москву учиться, то он взял бы вопрос предка себе на заметку и со временем разобрался бы и в тяжелых металлах, и в красной ртути, и в тех контейнерах, что идут к нам с Запада на захоронение - ну, 1-2 зараженных региона, а в России-то их вон сколько! Регион на регионе, субъект на субъекте, а субъект, как известно русскому человеку, чаще всего бывает "подозрительным". О, Михайла бы до всего дошел! Это ж Ломоносов, будущий "Российский Ньютон", который покорит все высоты мировой науки и покажет, какие силы сидят в народе, покажет, на что способна будет русская наука...
Регионов хватает, субъектов хватает, но как не хватает России сегодня, на пороге XXI века, национального гения!
Смотришь, смотришь на Ярославку из-под руки: не идет ли он там - высокий, широкоплечий, ясноглазый? Нет, не видать чего-то...
А тогда, проходя с обозом по Троицкой дороге, мог ли Ломоносов равнодушно пройти мимо Тайнинского, не познакомиться с родовой царской вотчиной, не зайти в стоящую на пригорке церковь Благовещения? Нам, пишущим сейчас о сельце, просто трудно себе такое представить. Нам даже кажется, что гениальный юноша не мог тогда не ощутить близость присутствия здесь же, на Тайнинской земле, гостящей в сельце цесаревны Елизаветы Петровны - своей будущей патронессы и заступницы... Что он не упустил возможности в виду Тайнинского побеседовать о его достопримечательностях с идущими вместе с ним по Троицкой дороге святителями и простыми богомольцами, коих там всегда было великое множество... Писатели ведь тоже люди, они зацикливаются на своем "предмете".
Вьется дорога, идут по ней богомольцы, и у каждого - своя заветная цель... Свое обязательство перед собой, перед людьми и Богом... Совершаемые ими обрядовые паломничества были всегда конкретны, предпринимались с конкретной целью и назывались соответственно: молитвенные, подвижнические, обетные, благодарственные... В отдельную категорию выделялись так называемые умилительные паломничества - шли предки по Троицкой дороге, секли их дожди, кололи снега, хлестали ветра, допекало солнце, а вера вела их туда, где их действительно ждало детски чистое религиозное умиление...
Да, славное сельцо досталось нам в описание, немного таких сел сыщешь в нашей старине. И волок исторический при нем тут как тут, и дорога историческая. Да какая! "Кабы я встала, неба достала б, кабы у меня был язык, сколько б я порассказала!" И эта старинная русская загадка, может, одна из самых старинных, ибо всюду все начинается с дороги, и загадка эта вполне могла быть подсказка народу именно старой Ярославкой, вновь и вновь для кого-то "достающей небо" у линий бегущего по сторонам горизонта.
И на этой дороге, где бок о бок сосуществовала речь поповская и молодецкая, степенно хозяйственная и голоштанная, а также девичья и старушечья, полная книжной мудрости и юродства, вельможного высокомерия и крестьянского смирения, разбойной удали и лирической созерцательности в устах отводящего здесь душу бродячего мужика, да, выскажем предположение, что именно на этой дороге во многом шло формирование русского языка и, конечно, его развития. И во многом отсюда потом он перекочевывал в большую литературу, пополняя ее "свежей кровью".
Это не секрет, что общение в дороге всегда дается людям легко. Это так естественно для идущих рядом или встретившихся спутников заговорить друг с другом, - в дороге даже у не очень общительных людей легко завязываются беседы и знакомства.
Конечно, и на этой святой дороге жизнь оставалась жизнью, и бедные здесь шли пешком, богачи ехали в экипажах, но только здесь богатые тоже должны были хоть иногда идти пешком, ибо "до устроения шоссе, - читаем мы в старинном путеводителе, - все богомольцы, невзирая на чины и звания, как правило, шли здесь пешком в подражание св. Сергию Радонежскому, который никогда не ездил на коне". Так что перекинуться словцом друг с другом был шанс у всех сословий.
А шла старая Ярославка вдоль Яузы - с холма в низинку, с низинки на косогор... Это потом научились делать прямые, как стрела, и утомительные, как ожидание, "отрезки дороги", прорубая лес, срезая, как придется, пригорки, засыпая долины и родники - сводя на нет все усилия природы по созданию неповторимых ландшафтов (и - бросим этот мостик неповторимых характеров).
А наша Ярославка бесхитростно следовала естественному рельефу, и радостно, наверное, было идти по ней: сбежать под горочку, подняться на бугорок, тут - напиться из родника, там - собрать ягод в ладонь или отдохнуть на опушке (лес все время был прямо у дороги), а то и заночевать в копне под звездным небом, рано-рано сбегать к реке, и, чуть дрожа от утренней прохлады, брести потом по росе вдоль людной Ярославки, полнясь добрыми мыслями о вечном, о близких, о себе, о Боге, об Отечестве...
Такими же мыслями богомольцы из разных мест обменивались друг с другом, могли почерпнуть друг у друга немало полезного и интересного, укрепиться в духе и вере. Да, в весеннюю распутицу на этой дороге у вас могли замерзнуть ноги, но душу здесь редко что холодило. Чаще всего - надолго согревало.
Подобное путешествие занимало человека целиком - в старину все делалось основательно. Нам это даже трудно представить, для этого приходится делать над собой усилие -легче запрыгнуть в машину, проскочить в потоке других машин 70 км от столицы до Сергиева Посада, по-туристски осмотреть храмы, обойти монастырь и надолго засесть с друзьями где-нибудь за уютным столиком, так и не изменив своим представлениям о хорошо проведенном времени.
Да, так никогда и не пройдя мысленно Троицкую дорогу, ведущую к храму. От храма к храму. К храму в себе. Так и не изменившись... Да, мы теперь такие. Почти всегда - такие. Но ведь бывает и по-другому, и что-то переворачивает тебя, и тогда ты чувствуешь себя настоящим путешественником. Ведь путешествовать - это значит меняться, странствовать, становиться другим (странным для самого себя?), искать и находить другую разновидность бытия, которая помогает открыть новое в себе самом, достичь в себе какой-то новой дали, приближающей тебя к людям, ко всему человечеству. Предки это понимали.
И если дорога может быть газетой, то старая Ярославка была ею - она информировала людей, объединяла их, создавала авторитеты и кумиры, рождала сплетни и предрассудки, формировала общественное мнение, и если его и не было в России, то здесь, на Троицкой дороге, оно уж точно было, укрепляло в людях религиозные чувства, державные чувства, не говоря уж о простом чувстве любопытства.
Если дорога может быть кинохроникой, то старая Ярославка, как кинопленка, намотала на себя многие события русской истории, и если история у нас - это баланс царской власти и церковных амбиций, то сама Троицкая дорога как бы балансировала между Москвой - средоточием государственной власти и Сергиевым Посадом - столицей тогдашней духовной России.
Перед каждым историческим сражением полководцы обязательно ездили в Лавру за напутствием и благословением из уст отцов Русской Православной Церкви, и перед Куликовской битвой ее будущий победитель проехал здесь по Троицкой дороге, и в истории навсегда останется "знаменательный троицкий поход великого князя Дмитрия Донского к преподобному Сергию Радонежскому для испрошения благословения перед Куликовской битвой"...
...Молодой царь спешит на Плещеево озеро, там, на "большой воде", задумал он приступить к созданию боевого российского флота, он скачет во весь опор, едва не теряя шляпу с перьями, в сопровождении таких же увлеченных и верных друзей, помогших ему, кстати, улизнуть от надзора "маменьки" - это Петр I спешит к своим будущим кораблям по Троицкой дороге...
...Богомольный самодержец мерит красными сафьяновыми сапожками глинистый грунт бесконечной дороги, и этот пеший самодержец - Тишайший царь Алексей Михайлович, отец Петра I, и глинистый грунт - это опять-таки наша Троицкая дорога...
Подробная запись за 1670 год из книги Царских выходов гласит: "Сентября в 22 день, в отдаче часов дневных, - читаем мы, - шел Великий Государь с Москвы в Сергиев монастырь, в корете. А на Великом Государе было платья: опошень, зуфь малинова, с золотою вышивкою; ферези, тафта червчата, исподь черева бельи с пухом; завяски, шолк зелен, кисти с золотом; зипун, тафта бела, обниз с городы; шапка сукно скарлат червчат с пухом; ичитоги и башмаки, сафьян жолт..." И далее: "Первый стан был в Тайнинском, то есть Государь остановился здесь для вечернего кушанья и переночевать. На другой день, 23 сентября, слушал Великий Государь обедни в селе Тайнинском, в том же платье, в чем шел с Москвы..."
Записи варьируются - приуроченные к весне и к осени, с "коретами и без оных, с черевами бельими или собольими", - но одно остается неизменным: Тайнинское, царь, Троицкая дорога.
Да, по Троицкой дороге мимо заветного сельца Тайнинского, а порой - и не мимо, шел и крестьянин, и тронный властитель, и один был бос, а другой (не удержаться от каламбура!) - босс, но они шли на поклон одним святым, под одно крестное знамение, и так был не век и не два, а, собственно, всю историю. Невероятно, как быстро это все однажды куда-то ушло...





Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев