zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

ЗАРУБЕЖНЫЙ СИНОД ТРУБИТ ИЕРИХОНСКИЕ ТРУБЫ

Недавние события в Иерихоне, когда Палестинская администрация изъяла у Зарубежного Синода и возвратила Московской Патриархии еще один участок, принадлежавший Русской Духовной Миссии, заставляют вновь обратиться к теме взаимоотношений Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, а если шире - то к теме русской диаспоры вообще.
Общеизвестно, сколь большое влияние на жизнь многих народов оказывают их зарубежные диаспоры. Влиятельнейшие армянская и греческая общины США оказывают серьезную поддержку Армении и Греции, а также своим Поместным церквам. Проживающие в Америке китайцы в душе остаются в значительно большей степени гражданами Китая, о благополучии которого они ревностно пекутся. О еврейской диаспоре в мире и вовсе говорить не приходится - Израиль как государство существует, по сути, только благодаря евреям Америки и Европы. И, пожалуй, только Россия, подарившая миру столько светлых умов и трудолюбивых рук, по существу, забыта сегодня своими зарубежными детьми. Потомки тех, что покинули Родину в начале века, уже практически ассимилировались. А последняя волна - это по большей части вырвавшиеся за "железный занавес" искатели счастья в "свободном мире", для которых российское прошлое определяется преимущественно понятием "совок", а потому не располагает к ностальгии по Отечеству.
К сожалению, последние события более чем наглядно показали: Русская Зарубежная Церковь целиком подпадает под это доминирующее отношение зарубежных россиян к своей исторической Родине. В Соединенных Штатах греки в складчину собирают немалые средства для того, чтобы обеспечить пребывание Константинопольского Патриарха в эпицентре враждебной Турции, армянские миллиардеры состязаются между собой - кто сделает более дорогой вклад в ризницу Эчмиадзина. И только Зарубежный Синод заваливает СМИ и Интернет сообщениями с горестными вопрошаниями: Хеврон, Оттава, Бари, Иерихон - кто следующий? Любая диаспора считает святым долгом помочь своему государству, своему народу, своей церкви, приумножить национальное достояние. И только наши братья-карловчане скрупулезно подсчитывают, в чем они лично понесли материальный урон, что из зарубежной собственности России и ее народа, которой они временно управляли, возвращено своему законному хозяину. Мало того, так велико нежелание расставаться с тем, что покупалось, строилось, жертвовалось на средства Русской Православной Церкви, Российского государства, русского народа, что Зарубежный Синод не замечает, как доводит ситуацию до абсурда: считая себя чуть ли не монопольным хранителем монархических устоев Российского государства и якобы неискаженной традиции Русского Православия, Зарубежная Церковь в "святом" деле защиты присвоенной ей русской собственности от России не считает зазорным обратиться за поддержкой к США - государству, которое более других заинтересовано в том, чтобы сильная и великая Россия никогда не возродилась. И все эти рыдания по поводу материальных потерь по-прежнему обильно сдабриваются набившими оскомину с советской поры обвинениями Патриархии в "сергианстве" и навешиванием ярлыков типа "красная церковь" и т.д.
Неизменно во всех публикациях зарубежников Московская Патриархия изображается неким агрессивным монстром, а Зарубежный Синод - ее невинной жертвой. Любой материал карловчан, как правило, сопровождается множеством леденящих кровь подробностей "захватов" и "экспроприаций", которые читателя с неизбежностью подталкивают к выводу: вот они, настоящие мученики! - зарубежные ревнители чистоты православного духа.
И вот здесь впору напомнить нашим уважаемым оппонентам - будь вы даже истинными мучениками за Христа, а не за имущество, - согласно канонам Православной Церкви, даже мученическая кровь не смывает греха раскола. Да-да, господа карловчане, вы как-то все время забываете, что ваш сегодняшний статус можно описать, к сожалению, только одной лишь канонической категорией: вы суть учинители раскола церковного. В 1921 г. Зарубежный Синод воспользовался правом самоуправления на основании разрешения, дарованного Святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским. Однако эта мера изначально рассматривалась как временная, вызванная революционными нестроениями в России. Как оговаривалось в вашем же постановлении на сей счет, по прошествии смуты вы должны были не только присоединиться к Патриаршей Церкви, но и дать ей отчет о своей деятельности. Так почему же вы не исполняете решений вашего же Синода? Почему вы не восстанавливаете общения с Матерью-Церковью. Может быть, вы, подобно недавно найденному на Украине партизану, просидевшему 50 лет за печкой, не ведаете, что происходит в нынешней России, и считаете, что Церковь здесь по-прежнему под пятой безбожной власти? Да, быть может, наши государственные лидеры сегодня далеки от идеала православного правителя. Россия сегодня погрязла в нищете и коррупции, но это свободная от большевизма Россия, которую еще только предстоит возрождать в былой славе и мощи. Плоха ли, хороша ли власть нынешней России, но это наша власть, наше государство, и атеизма в государственном масштабе никто из его лидеров, как при большевиках, сегодня не навязывает. Более того, многие очень искренне сочувствуют и помогают Церкви. И уж чего сегодня нет в России точно - так это подчиненности Церкви государству. В этом смысле ситуация выгодно отличается даже от той, что имела место в православной Российской империи: пожалуй, более свободной Русская Церковь еще никогда не была. Так где же вы, господа карловчане, почему не торопитесь вернуться под материнский кров, почему не спешите включаться в процесс возрождения России? Отчего же вы не желаете оплодотворить нашу бездуховность якобы сохраненным вами в прекрасном далеке духовным сокровищем? Похоже, вам гораздо удобнее освободиться от ответственности за забытую вами, а если честно - то попросту преданную Россию, спрятавшись за очень удобную позицию: вот когда будет в России, как прежде, чистота и порядок, тогда мы признаем ее достойной нас.
Оказывается, есть у вас к нам еще одна претензия: вы считаете наше духовенство безнравственным, а потому и безблагодатным. Оставим в стороне вопрос об отношении к митрополиту Сергию (Страгородскому) и его Декларации - это проблема, которую еще предстоит тщательно изучить церковным историкам будущего. Но даже если вы считаете позицию Сергия грехом, кто дает вам право переносить ответственность за него на всю Русскую Православную Церковь Московского Патриархата, обзывая ее сергианской? Почему вы огульно зачисляете всех наших клириков в гэбисты и сексоты. Даже если и есть таковые, неужели из-за них вы готовы признать нечистой всю Церковь? Полно вам, неужели забыли, что уже подобное в истории было: и кафары, ревнуя о чистоте Церкви, учинили раскол, и донатисты пытались благодатность клириков измерять посредством нравственности в каких-то одним им ведомых условных единицах. Не их ли путем идет сегодня Зарубежная Церковь?
И вообще хотелось бы спросить господ карловчан: откуда у них такая убежденность в том, что они имеют право судить нашу Церковь. Церковь, явившую миру сонм Новомучеников и Исповедников Российских в то самое время, когда "в рассеянии сущии", быть может, и терпели лишения и трудности, но не проливали крови в большевистских застенках, не мостили своими костями сибирскую тайгу и заполярную тундру. Да, быть может, рядом с тысячами мучеников были единицы предателей. И что же? Или объявить всех апостолов безблагодатными "иудианами" на основании того, что один из них оказался христопродавцем? Но именно такова сегодня логика Зарубежного Синода. Его последователи сочли себя столь чистыми, что не общаются ни с одной Поместной Православной Церковью: эти сергиане, те экуменисты, другие - новостильники и т.д. Оказывается, одни карловчане на свете стерильно чистые - ну прямо как партия "Яблоко".
Некая г-жа Маша Сотскова на форуме сервера "Радонеж" громко возмущается, что Московская Патриархия относится к зарубежникам как к раскольникам и сектантам. Окститесь, матушка, вы, наверное, имели в виду, что должна была бы относиться к вам именно так, буквально следуя канонам Церкви. Хотя на самом деле этого нет: от преизбытка любви к зарубежным братьям никто в Патриархии не относится к ним со всей строгостью, предписанной канонами. С вашими клириками сослужат наши иерархи и священники, в тех редких случаях, когда ваши священнослужители до этого горделиво нисходят. Правда, при этом они, как правило, боязливо оглядываются на свой Синод: как бы не запретили за общение с "сергианами", как, например, отца Александра Киселева. А когда такое происходит, ваших священников, переходящих в юрисдикцию Патриархии, принимают в сущем сане. И это вы называете отношением как к сектантам?
Может быть, хватит уже, господа карловчане, возводить напраслину на и без того обильно политую вами грязью Московскую Патриархию, заявляя, что здесь вас не считают чадами Церкви Христовой (об этом пишет та же М. Сотскова). В действительности это вы сами своим поведением ставите себя вне Церкви, устремляетесь за ее ограду в поисках некоей мифической чистоты. Да нет ее в идеале здесь, на грешной земле, где Церковь и призвана совершать свое спасительное служение, отверзая нам врата туда, где только и возможна подлинная чистота, - в Царство Небесное.

Владимир РОМАНОВ

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев