zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

Пресса

Священник Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ

2000-ЛЕТИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ГЛАЗАМИ РОССИЙСКИХ СМИ
Студентам 1 и 2 курса факультета журналистики Российского православного университета св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова в качестве учебного задания было предложено проанализировать материалы, посвященные 2000-летию Рождества Христова и опубликованные в декабре-январе в центральной российской печати. Было обследовано около 40 газет и журналов - на наш взгляд, это вполне репрезентативная выборка, чтобы иметь представление о том, каким создается светской печатью образ Церкви.
Рождественские дни всегда - не только в дни 2000-летия - были днями особого праздничного настроения большинства людей планеты. По традиции, восходящей к евангельским событиям, в эти дни положено дарить близким подарки, как это некогда сделали волхвы, принесшие дары Иисусу Христу. Звезда на рождественской елке напоминает нам яркую звезду на небосклоне, которая предвозвестила появление Богомладенца и привела волхвов в Иудею. Кстати, почему - елка? Да потому, что она своими "вечнозелеными" иголками символизирует жизнь вечную, к которой нас призывает Господь.
Радостное, приподнятое настроение многих людей в эти дни христиане склонны также объяснять евангельскими событиями: во время рождения Иисуса Христа перед простыми пастухами, охранявшими в поле свои стада, явился ангел, возвестивший им первым "великую радость, которая будет всем людям", возвестивший о том, что родился Спаситель. Рождество Христово - радость и ликование всего мира. Все изменилось в результате этого события. Оно стало не только точкой отсчета земного летоисчисления, но и предвестником вечной жизни для людей.
По опросам общественного мнения в нашей стране более 70% российских граждан собирались отмечать Рождество. Эта цифра вполне согласуется с данными социологов, свидетельствующих, что верующих в Бога в нашей стране 79,4 % населения (православных - 49,7%), не верят в Бога - 9,3 %, затруднились ответить - 10,8%, отказались ответить - 0,5 % (Ин-т социологии РАН, грант РГИФ, 1999).
Христиане ожидали от российских СМИ адекватного (и этому знаменательному событию, и количеству верующих в нашей стране) освящения праздника 2000-летия Рождества Христова. Однако картина оказалась иной.

1.

Этот обзор построен таким образом, что в первую очередь отмечаются те газеты и журналы, которые не поверхностно подошли к знаменательной дате и постарались в силу своих возможностей отразить рождественскую тему. За ними следуют издания, которые увидели в праздновании 2000-летия христианства лишь политическую, в лучшем случае - культурно-этнографичекую подоплеку. И лишь в последнюю очередь обозреваются те СМИ, которые воспользовались еще одним случаем, чтобы высказать свои претензии Церкви и поглумится над христианскими святынями.
Среди изданий первого разряда - журналы "Geо", "Наше наследие", "Домовой", газеты "Труд", "Новая газета", "Независимая газета", "НГ-религии", "Советская Россия", "Русская мысль". Относительно некоторых материалов, опубликованных в этих изданиях, со стороны православных верующих могут возникнуть недоумения, несогласия, вопросы, но это не умаляет стремления этих СМИ так или иначе подключить своих читателей к празднованию 2000-летия Рождества Христова.
Так в ж. "Geо"(№ 1, 2000), в котором, помимо поздравления читателей журнала с Рождеством Святейшего Патриарха Алексия II и главного редактора Екатерины Семиной, опубликовано 9 материалов о Православии. Не все они равнозначны: есть - хорошие, есть - не очень. К последним, например, относится статья Якова Кротова, в которой, хотя и нет обычных для этого автора бездоказательных и злобных нападок на Русскую Православную Церковь и ее Патриарха, но зато есть много самых экзотических, если не сказать - невежественных рассуждений. Одно из них посвящено тому, что православное богослужение сегодня продолжительнее католического. Автор объясняет это тем, что в православном храме "человек обретал свободу, которой был лишен за его стенами". "Чем беднее страна деньгами и свободой - самонадеянно рассуждает автор, - тем дольше в ней молятся, набираясь сил, чтобы выйти наружу и не быть раздавленным страданиями и злом, а кстати - и не раздавить другого".
Рождеству Христову посвятил свой красочный номер и ж. "Наше наследие" (№ 52). Открывается он евангельскими повествованиями о Рождестве и репродукцией новгородской иконы ХV века Рождества Христова. Из 6 материалов, так или иначе относящихся к этой теме, две - статьи "Новых великих веков чреда зарождается ныне..." Сергея Аверинцева и "Рождественские волхвы" Андрея Трофимова - написаны людьми всем сердцем своим принадлежащими христианству. К сожалению, другие материалы, хотя и посвящены великим православным святыням (храмам, иконам и сокровищам Троице-Сергиевой Лавры и Афона) или истории Рождественской ели, но написаны людьми, хотя и любящими культуру, но не замечающими сакральный смысл ни в православных храмах, ни в иконах, ни в кресте, ни в мощах, ни в богослужебных сосудах...
Газета "Труд" также опубликовала накануне Рождества статью Сергея Аверинцева "Иисус Христос - русскими глазами" (06. 01.2000). В этом же номере есть замечательный материал "Храмы вифлеемского меридиана" - результат акции, предпринятой группой корреспондентов газеты: это серия очерков о православных храмах Феодосии, Мелитополя, Запорожья, Днепропетровска, Суджи, Карачева, Гагарина, Торжка, Беломорска, Соловецких островов, расположенных на меридиане Вифлеема. Еще за день до этого (05.01.2000) в рубрике "Лампада" напечатан репортаж Александра Королева о малом освящении храма Христа Спасителя в последний день уходящего года.
На праздник Рождества Христова откликнулась и "Советская Россия". 25 декабря газета чинно поздравила католиков, 6 января - православных. В январском номере читатели получили и приложение "Русь православная" (№ 83), в котором печатается рождественское обращение митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (есть "странные сближения" - этот же митрополит является единственным архиереем, кому покровительствует "Московский комсомолец"), интервью с ректором Санкт-Петербургской Академии епископом Тихвинским Константином, блок новостных материалов о встрече предстоятелей поместных православных церквей на Святой Земле и других предрождественских событиях. Не обошлось в этом номере и без политиканства: заметку о посещении Б.Н. Ельциным в рождественские дни Израиля, редакция назвала "Политбюро" у Гроба Господня". Антиельцинская направленность газеты известна, однако позиция "всякое лыко в строку" только подтверждает отсутствие какой-либо объективности в позиции редакции. Если бы Борис Ельцин не поехал бы на Рождество в Святую Землю, он бы заслужил упрек в игнорировании важного для православных людей юбилея, но и посещение им Израиля так же вызывает негодование у "Советской России". Что же остается?

2.

Одна опубликованная в этом номере "Руси православной" статья профессора Кубанского университета И. А. Селезнева "Спасать страну нам нужно вместе" заслуживает особого внимания. Автор пытается опровергнуть известное утверждение о том, что коммунистическая идея антогонистична христианству, что она есть жалкая пародия на него. "Чаще всего такие суждения исходят от христианских и иудейских священнослужителей, а также политиканов антикоммунистического и антихристианского толка", - пишет Селезнев.
В газете "Дуэль" некий А.И. Бусел в том же духе упрекает Патриарха в том, что его не видели "распахивающим объятья истинным коммунистам, - тем, кто решал и решает задачу воспитания НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, строительства НОВОГО ОБЩЕСТВА, кто претворял закон любви к ближнему в программу КПСС" (№ 1, 2000).
Любопытно, что система взглядов кубанского профессора из "Руси православной" и автора "Дуэли" идентична аргументации игумена Вениамина (Новика), опубликовавшего в "Русской мысли" статью "Православный коммунизм" внутри нас?" (17-23.02.2000), только оценка диаметрально противоположна: профессор считает, что синтез православия и коммунизма спасет страну, а о. Вениамин - что спасет ее только либерализм, который должен разрушить пагубную соборность (или по-другому - коллективизм, коммунизм), гнездящуюся внутри нас. При этом игумен с поразительной безответственностью расправляется с уваровской триадой "православие, самодержавие, народность", приписывая ей отношение к народу как к "стаду", а к помазаннику Божию, венчанному на царство - как к "генсеку". "Не случайно сегодня коммунисты вдруг возлюбили "соборность" и потянулись к православию, к "державности", - с явным негодованием замечает о. Вениамин. Еще герой Достоевского Иван Карамазов говорил, что "наш русских либеральный дилетантизм, часто и давно уже смешивает конечные результаты социализма с христианскими. Этот дикий вывод - конечно, характерная черта. Впрочем, социализм с христианством смешивают, как оказывается, не одни либералы и дилетанты, а вместе с ними, во многих случаях, жандармы" (Ф.М. Достоевский, ПСС. Т. 14, с. 64, "Наука", Л.).
Раз уж заговорили о "Русской мысли", следует отметить, что эта газета из года в год печатает на Рождество Христово обращения к пастве правящих православных архиереев. В этот раз опубликованы рождественские послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия П, Экзарха русский церквей в Западной Европе архиепископа Сергия, митрополита Сурожского Антония и даже архиереев Русской Зарубежной Церкви. В рождественских номерах редакция не позволяет себе обычных для этого издания нападок на Русскую Православную Церковь, но зато с размахом отыгрывается в последующих.
Особенно удивила полнотой информации и материалов о празднике Рождества Христова "Независимая газета" и ее приложение "НГ-религии". Здесь были напечатаны огромное интервью Дмитрия Буткевича и Максима Шевченко с руководителем Координационного совета по воссозданию художественного убранства храма Христа Спасителя священником Леонидом Калининым (25.12.99), репортажи Андрея Правова (24.12.99), Александра Реутова (31.12.99) и Дмитрия Горностаева о пребывании Б.Н. Ельцина в Иерусалиме и Вифлееме (06 и 11.01.2000), заметки Олега Недумова (25.12.99) и Сергея Старцева (28.12.99) о католических торжествах по случаю 2000-летия христианства. Были в "НГ" и другие, не относящиеся к Рождеству Христову материалы. Некоторые из них интересные, а некоторые - вызывают недоумение. Один из них Александра Ларионова и Александра Шмелева "Когда у Иисуса юбилей?" (31.12.99) доказывает, что новое тысячелетие начинается 1 января 2001 года. Все хорошо, но почему такое панибратское отношение у авторов к Тому, Кого миллиарды людей признают своим Богом! В том же номере среди "людей" и "событий года" рассказано про одного и епископов, который был отправлен в начале лета за штат за неблаговидные поступки. Человек этот был наказан, он принес покаяние, но редакции этого мало, надо его еще добить ногами - опубликовать портрет, посмаковать его грехи... Но больше всех преуспел автор маленькой заметки "Православная Церковь празднует Рождество Христово" (06.01.2000), которая посвящена тому, что юбилей 2000-летия "имеет скорее символическое значение, поскольку дата рождения Иисуса Христа, от которого и ведется летоисчисление, неверна". Другой автор - Владислав Александров - в поучениях о том, как держать рождественский пост, дезориентирует читателя, когда пишет, что "чрезмерные ограничения в душевной пище (книги, кино, театр, музыка и т.п.) также небезопасны - может возникнуть состояние эмоционального голода, провоцирующее раздражение, тоску или как-то иначе вводящее в грех". Бедные христиане, жившие до ХХ века - они все, по теории В. Александрова, без кино и театра прибывали в раздражении и тоске...
"Новая газета" в обозреваемый нами период не позволила, слава Богу, в привычной своей манере поглумиться над Церковью. Наоборот - опубликовала два очерка Елены Дьяковой о вертепных действах в Москве ("Волхвы же со звездою путешествуют", № 49, 1999 г. и "Рождество под часами без стрелок", № 1, 2000) и очерк Ирины Уваровой "Христос родился в селе Городжив" (№ 1(Д), 2000).
Хотя журнал "Домовой" (№ 12, 1999) упомянул о Рождестве только раз, говоря об особых меню в московских ресторанах в этот день, тем не менее мы считаем, что редакция не совсем проигнорировала эту юбилейную дату, посвятив целый раздел осмыслению итогов ХХ века. В ряду очерков о моде, театре, экологии и т. п. есть и очерк о вере, что для этого журнала удивительно. Очерк написал корреспондент "Московских новостей" Дмитрий Радышевский. Концепция автора весьма спорная, хотя бы потому, что он ни словом не обмолвился о главной трагедии века - об утрате веры, отходе людей от Церкви, бунте человека против Бога и как результате этого - о самоуничтожение людей посредством войн, кровавых идеологий, тоталитарных режимов. Автор считает, что все беды ХХ века от того, что был кризис мировых религий, а на место верований не пришел спасительный синтез науки и религии, хотя он и намечался в идеях Циолковского, Вл. Соловьева, Вернадского, Фрейда. Автору явно по душе "бахаизм" - "религия, которая учит, что рано или поздно человечество сможет создать единое всемирное правительство на основе представительства всех народов, и все мировые религии могут слиться в одну". Автор считает, что "как разрушаются границы между государствами, так разрушаются они между религиями; единая валюта и единое информационное пространство идут рука об руку с единым пониманием смысла человеческой жизни". Совершенно иной взгляд, нежели у Дм. Радышевского, у другого автора "Домового" - у Эдварда Радзинского, который в своем очерке, посвященном "мужчинам ХХ века", пишет:
"Наша эпоха началась с гигантского влияния атеизма. Антон Павлович Чехов скажет: "Я с изумлением смотрю на всякого верующего интеллигента". Быть атеистом в первые годы ХХ века считалось правильным. Но сегодня атеизм в России терпит сокрушительное фиаско. И это спустя 80 лет унижений и насмешек над религией, осквернения храмов, при отсутствии настоящих пастырей, которые могли бы объяснить людям, что есть Бог, при отсутствии реальных фигур, которым бы духовно поклонялась страна. И чем все это заканчивается? Жаждой возврата к Богу. Все возвращается на круги своя. И если еще не до конца, то только потому, что церковь наша оказалась слаба. Она подорвана не тем, что плохи люди, которые ей служат, а тем, что там только те люди, которые прошли через советское сито. Не брошу в них за это камень. Все прошедшие годы они старались, как могли. Они несли свою свечу на ветру, и за это к ним надо относится с пониманием и благодарностью".

3.

Многие газеты и журналы, упомянутые и не упомянутые здесь, в период от 24 декабря (когда Рождество праздновали на Западе) до 7 января вообще не выходили в свет из-за рождественско-новогодних каникул (например, газета "Время MN" не поступала к подписчикам аж до 18 января), а раньше и позже этого периода и почти никаким образом не откликнулись непосредственно на рождественские события.
Некоторые газеты, например, "Сегодня", очень подробно остановились на "католическом" Рождестве, опубликовав репортажи из Англии, Италии, Франции, Израиля, Бразилии, Японии (24.12.99) и демонстративно ни одним словом (как и в прошлом году) не обмолвились о том, как этот праздник проходил у нас. По всей видимости, это обдуманная политика "Медиа-Моста", поскольку на НТВ не было оглашено не только поздравление Патриарха Алексия II всех православных с праздником, но и не было ни одной передачи, ни одного сюжета в новостных программах о рождественских службах. Только 7 января в одном из выпусков новостей бы репортаж из Армении о праздновании Армянской Апостольской Церковью Рождества Христова. Впрочем, и на канале "Культура" в дни "православного" Рождества был показан фильм о католических святынях на Святой Земле (подробнее об отображении праздника Рождества на ТВ см.: Евдокия Гагарина "Рождество в системе трех координат" - "НГ-религии", № 1, 2000 г.)...
Другие газеты, например, "Московские новости" или "Коммерсантъ", по своей давнишней привычке также могли "не заметить" Рождества Христова, если бы не паломническая поездка на Святую Землю ушедшего в отставку Б. Н. Ельцина (весьма показательно, что корреспондент "МН" в Израиле Дмитрий Радышевский назвал собор двенадцати предстоятелей православных поместных церквей, встретившихся на Рождество у вифлеемских яслей, "Православным политбюро", совсем как в "Советской России" - № 2, 2000)". Впрочем, вопреки своей традиции смотреть на христианство и Церковь сверху, "МН" опубликовали к Рождеству небольшое, но вдохновенное эссе молдавского писателя Иона Друцэ.
"Комсомольская правда", помимо заметок о поездке Б.Н. Ельцина в Иерусалим, напечатала материал Елены Ионовой "С Рождеством!" (06.01.2000). В нем рассказываются с умилением о диких языческих обычаях прошлого, типа "после праздничной рождественской трапезы не убирали со стола ни остатки еды, ни тарелки и приборы: придут духи умерших предков, будут ужинать, пошлют здоровья старикам и детям; если наутро чья-то ложка окажется перевернутой, значит тот скоро умрет". Есть здесь и почти пародийные пассажи: "За столом у каждого прибора будет уместным поставить декоративные свечи, включить негромкую музыку".
Такого же рода рассуждения безымянного автора заметки "Что непременно нужно сжечь в Рождество?" из "Мегаполиса" (№ 51, 1999): "Важный атрибут Рождества во многих католических и православных странах Европы - сожжение рождественского полена... Считалось, что зола рождественского полена обладает чудодейственной силой - спасает дом от несчастий, дает плодородие земле, предохраняет скот и людей от болезней. Поэтому часть ее сберегали, а часть рассеивали по полям, подмешивали в корм скоту и чуть-чуть проглатывали сами".
Газета "Завтра" не отстает от бульварной прессы и публикует заметку Владимира Голышева "Святки" (№ 2, 2000), где есть и про гадания, и про общение с нечистой силой: "Начало следующего годового цикла, момент, когда умиравшее ветхое преображается в горячее, пульсирующее новое - праздник преимущественно молодежный. Отсюда откровенный эротизм и некоторая чрезмерность святочных забав. А еще в эти дни русский крещеный человек, забыв обо всем, как одержимый буквально бросается в объятья к нечистой силе". Тот же автор, но в другом номере газеты просвещает нас в том, что же есть на самом деле русская святость (№ 1, 2000): "И все-таки русский человек вопреки всему (впалым щекам Лихачева и пегой бороде Солженицыну, бронированному мерседесу главы РПЦ и "воссозданному" из бассейна нелепому сооружению из тисненого плексигласа) - прирожденный святой!.."

(Окончание обзора, в котором будут прослежены публикации в журналах "Вне закона", "ТВ-парк", "Новое время", "Огонек", "Профиль", "Итоги"; газетах "Век", "Иностранец", "Известия", "Московский комсомолец", "Вечерний клуб", "Время MN", "Общая газета", "Литературная газета" - в следующем номере.)

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев