zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 19-20

КОМУ БОГ ОТЕЦ - ТОМУ ЦЕРКОВЬ МАТЬ

“Когда я стану священником, я создам свою церковь” - так говорил друзьям семинарист Кочетков. Неужели сбылось?

Корреспондент Радонежа обратилась к настоятелям тех московских храмов, которые в последние два года избрала для своего посещения и молитвы община священника Георгия Кочеткова. Таких храмов было более десяти, но нигде ученики отца Георгия не смогли надолго задержаться: вели они себя иногда вызывающе, иногда обособленно, но всегда не считаясь с богослужебной традицией прихода. Приводим пока три таких интервью.

Иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на б. Лазаревском кладбище:

— Два года назад в Великий пост они делали попытку у меня причаститься, и, надо отметить, вели себя довольно нагло. Вообще создается впечатление, что они ездят по храмам города только с целью оправдать свое “причастие”. Возможно, сегодня у них что-то и переменилось, но в то время большинство из них составляли люди совсем молодые, пришедшие в Православие и попавшие в кочетковскую общину. Незнакомые с догмами и канонами неофиты. На мой вопрос: “Был ли вчера вечером на службе?” - все ответили “нет”. “Готовились?” Да, говорят, готовились. “Постились?” - “Нет”. Что же это за подготовка такая? А когда я узнал, что они последний раз причащались три дня назад... С агрессивными связываться я не стал. А вот двух молодых людей отлучил. Они такое понарассказывали о подготовке (смеется), лучше не говорить. Так один из них митинг устроил: “На каком основании вы меня от Христа отлучаете? Я жаловаться в Патриархию буду...” По их мнению, защита Георгия Кочеткова - это защита Православия. А то, что христианство — это смирение, познание законов, которые выше нашего понимания, - не понимают. Но это не единственная моя встреча с ними. Когда я еще водил экскурсии по Оптиной пустыне, в конце восьмидесятых, я был знаком с прихожанкой, которая, в свою очередь, посещала его общину. Все у них только начиналось. Вот она мне и рассказала про их агапы. Помню, это меня насторожило. Валентина, говорю, по-моему, он будущий еретик. Она спорила. Но вскоре сама все поняла. Сейчас стала тихим борцом... После истории с о. Михаилом Дубовицким в Печатники направили нашего благочинного о. Олега Клемышева. Нас попросили ему помочь на первых порах. Так что начинали мы с о. Олегом вместе. Первые дни - их бурная реакция, не хочу даже рассказывать. Во время чтения Евангелия, помню, выходит женщина и вдруг начинает возмущаться: “Как это возможно? Евангелие на старом языке? Безобразие!”

- Верите в то, что они одумаются?

— Нет. Вряд ли. Мало того, их сейчас так светская пресса раскрутила... “Гонимые!..” У всех сочувствие вызывают. Разве так можно? А к о. Георгию неоправданная мягкость. Вероятно, после того, как его запретили в служении, он все равно служил, даже крестил. Каноны ведь он не признает. “Праведнику” закон не писан. Мое мнение такое. Надо снять с него сан, отправить под запрет. Если подходить с точки зрения канонов, там есть за что. Хотя бы под запрет.

- Как же аргументируют деятельность священника Кочеткова его единомышленники?

- Это психология секты. Они действуют не первый год. Не первый год внедряют в церковь своих людей. Люди пришли к Богу во время реформ. Им сравнивать было не с чем. Перемены в стране. И человек, пришедший в церковь, ждет и в ней перемен. В отличие от человека православного, который понимает, что всевозможные перемены вершит Господь, через поставленных им рабов - священноначалие. Они не знают традиции православной. Или не хотят знать.

Священник. Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой богородицы на Успенском вражке.

- Когда вы в последний раз виделись с общиной Георгия Кочеткова?

- Они приходят ко мне в храм каждую службу. Конечно, не все, а часть его огромной общины стала прихожанами нашего храма.

- Как, по-вашему, они относятся к духовенству?

- Могу сказать, что я человек более свободомыслящий, чем они. Слишком почтительно. Приходится постоянно подчеркивать, что я не начальник, а в крайнем случае старший брат. Я вообще не люблю, когда меня называют “отцом”, и стараюсь никого не называть духовными чадами. А у них отношение очень традиционное, с пиететом, с почитанием.

- Говорят, они шумят в храме...

- Нет, не могу сказать. Бывает, когда приходят с детьми. Я настаиваю, чтобы с детьми попозже приходили, чтоб не в тягость посещение церкви было, а в радость. Прошу приходить к евхаристическому канону. А вообще они очень хорошо молятся, стараются. Это, как правило, люди верующие. Всегда ведь видно, когда приходят люди верующие и верующие от слова “суеверие”, но считающие себя верующими. На общину я пожаловаться не могу.

- В страстную неделю, на Чистый четверг, община просила некоторые храмы принять их для причащения. Вы им отказали, почему?

- Когда у нас была такая возможность, мы служили литургию вечером. Потом Патриарх запретил. Расписание же служб мы вывешиваем заранее. Они увидели, что литургия будет утром и пришли с просьбой перенести ее на вечер. Я сказал, что нельзя, сославшись на запрет Его Святейшества. В тот день причащалось 500-600 человек! Вероятно, они тоже.

Олег Клемышев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках:

— Серьезно встречаться с общиной о. Георгия Кочеткова и постоянно соприкасаться с ней, а значит и видеть ее жизнь, доводилось мне три года назад. В течение первого года, после того как они были подвергнуты церковным прещениям, они заходили раза четыре, в течение второго года - два, в прошедшем году - ни разу. Что у них происходит сейчас, сказать трудно.

— Какими они вам запомнились?

— Мои воспоминания будут двухлетней давности. Во-первых, они приходят группой человек в пятьдесят, которая делится на две очень неодинаковые части: руководители - те, на которых смотрят и которые делают знак рукой для совместных действий - или сделать два шага вперед на “входе” вечерни, либо уйти из храма; и новообращенные - они составляют основную массу, и они меняются. Через какое-то время от этих новеньких ничего не останется, и придут другие, которые попадут под руководство опытных последователей о. Георгия.

— Много ли студентов ВПШ у о. Георгия Кочеткова?

— Не знаю. Вход туда посторонним запрещен, а я, как вы понимаете, отношусь к посторонним. Рассчитана “учеба” у них на много лет, видимо, многие бросают ее в процессе. Новоначальные долго в их общине не задерживаются. Понимаете, их резко отличает от других приходов то, что они совершенно не всматриваются, как молятся прихожане в храмах, которые они посещают. Часто ведь бывает, человек торопится с работы домой на всенощную и забегает в ближайший храм. Он встает с краю, на свободное место, старается не мешать, присматривается. А они - нет. Им как было сказано: надо молиться только так — так они и делают. Поэтому, совершая непривычные действия, они отвлекают прихожан, мешают. Я думаю, это знакомо и другим настоятелям.

— Значит, любой их может узнать?

— Естественно. Во-первых, они занимают центральную часть храма - ближе к алтарю. Во-вторых, поскольку они все новоначальные, держат в руках тексты с русским переводом о. Георгия Кочеткова, что тоже отвлекает прихожан, искушает. На вечерне по своей традиции они вместе со священником должны сделать два шага вперед. Иначе, считают, они не участвуют в службе. Из-за этого происходят шум и подвижки, могут и толкнуть. Нарушается нормальный ход богослужения. На утреню они не остаются, с шумом выходят из храма. Новоначальные, кстати, стараются вести себя тихо.

— Почему они уходят?

— Все просто. Раз это утреня, значит, ее надо служить утром. Это, правда, им практически никогда не удавалось. Ну попоют стихиры, пока исповедь идет, и все. Но ведь день в Церкви начинается вечером. Человек в церкви меняется. Если когда-то из краткой вечерни вырастало всенощное бдение, то потом люди стали слабее, и оно стало разделяться. Но так разделяться, как могли люди в тот момент молиться. Не потому, что им было лень или так хотелось, - иначе не получалось молиться. Всенощная переходила на вечер, литургия - на утро. Так молятся даже в монастырях, где люди прилежат молитве. Именно так сегодня Церковь выражает предстояние Богу.

— Как же они думают - они правы, а традиционная Православная Церковь, священноначалие, множество верующих, ныне здравствующие подвижники - ошибаются, что ли?

— Это же сразу закладывается. Психология секты. Ведь они пришли учиться в высшее православное учебное заведение. Они внимают. Они заранее настроены, что им преподают истину. Это ведь не просто так.

— Но ведь есть традиционные, опять же Свято-Тихоновский институт, Православный Университет. У них нет даже благословения!

— Чаще всего приходят люди, не имеющие никакого представления о том, что должно быть, а чего - нет. Которые не представляют себе, что происходит в жизни Православной Церкви. Жаль, что люди, действительно приходящие в Православную Церковь, попадают к Кочеткову.


Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев