zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 1-2

РУССКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
15 января палестинские власти изъяли из юрисдикции Зарубежного Синода и пере-дали Московской Патриархии здания православной миссии в Иерихоне

Палестинская национальная администраци передала под контроль Московской Патриархии монастырь в Иерихоне, которым до минувшей субботы владела Русская Православная Церковь Заграницей. Палестинские полицейские потребовали от "зарубежников" покинуть монастырь и передали его представителям Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Земля, на которой расположен монастырь, была приобретена Россией еще до 1917 года. Спор о ее владении начался еще во времена британского мандата в Палестине. Тогда англичане передали большую часть российских церковных владений Зарубежной церкви. А русская собственность, оказавшаяся на территории еврейского государства, была после 1948 года передана Израилем Московской патриархии.
Передача монастыря не обошлась без инцидента. По словам заведующего консульским отделом посольства РФ в Тель-Авиве Александра Мусиенко, побывавшего на месте события, на монастырскую территорию проникли две монахини из Илионского монастыря в Восточном Иерусалиме, принадлежащего Зарубежной Церкви, и отказались покинуть ее. Переночевав там, как сказано в сообщении РПЦЗ, поначалу объявили голодовку, но затем ее прекратили. На "защиту" русской собственности на Святой земле встали гражданки США инокини Мария (Стефанопулос) и Ксения (Цесена). Они пожаловались американцам, и "защищать" русские интересы прибыл генеральный консул США в Иерусалиме. Благодаря его вмешательству им дали комнату рядом с часовней и одеяла.
Интересы России представлял Александр Мусиенко. После долгих переговоров было решено, что во избежание роста напряженности оба консула покинут монастырь. Затем полицейские приказали освободить его территорию всем остальным. Тем не менее инокини решили остаться на спорной территории до приезда в Иерихон архиепископа Берлинского Марка (Арндта), официального представителя РПЦЗ.
Сообщения о событиях в Иерихоне, которые в настоящее время передают карловчане, отличаютс крайней тенденциозностью.
Любопытно, что карловчане нашли поддержку у главы так называемого "старостильного синода Греческой Церкви в Северной Америке". Архиепископ Хризостом направил письмо госсекретарю США Мадлен Олбрайт, попросив ее лично поднять этот вопрос на встрече с Арафатом, который вскоре прибывает в Вашингтон.

Русская линия/РАДОНЕЖ


АРХИЕПИСКОП МАРК (РПЗЦ)
О ПОЛОЖЕНИИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

С субботы 15 января монахи Русской Православной Церкви Заграницей изгнаны из нашего участка в Иерихоне. Тем временем там продолжают пребывать две инокини Гефсиманской обители, сс. Мария и Ксения.
Начиная с понедельника мы с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме игуменом Алексием и с приехавшим из Нью-Йорка иеромонахом Иоакимом (Парр) посещали представителей других христианских вероисповеданий в Иерусалиме, объясняя им ситуацию. Все они серьезно встревожены, сознавая, что подобное вмешательство государства в церковные дела может отразиться и на их жизни. Даже в том случае, если Российская Федерация или Московская Патриархия имели бы какое-то право на владение данным имуществом, им следовало бы обратиться к нам или в суд для того, чтобы доказать свои "права", но не пользоватьс грубым захватом военными силами.
На иерихонском участке с прошлой субботы постоянно находятся представители Российского консульства и МП. Этим явно демонстрируетс лишний раз тесная связь и зависимость МП от постсоветского государства, то есть сергианское подчинение Церкви безбожной власти. В данном случае самое поведение работников консульства и патриархии свидетельствует о их равенстве в безбожии. Консульские работники даже прямо угрожали монахиням убийством. Представители МП ведут себя в том же духе, и выходит так, что фактически палестинские солдаты защищают наших двух инокинь от террора этих субъектов.
Вчера я поднес жалобу председателю отдела по христианским религиям в израильском министерстве по религиям на то, что израильское государство терпит на своей территории "архимандрита" Феодосия и прочих подобных деятелей, которые в Иерихоне проявили себя как члены террористической организации. Израильское государство не должно терпеть таких людей на своей территории, снабжая их к тому же дипломатическим статусом.
Две работницы американского консульства вчера снова были в Иерихоне и полчаса общались с сс. Марией и Ксенией. Вечером я сам поехал туда с другими священнослужителями Миссии. Перед нашим участком постоянно дежурят около 20 человек монахинь из обеих обителей. Палестинские солдаты, явно находящиеся под зажимом советских агентов, сперва не хотели предоставить возможность разговора с сестрами. Но наконец пропустили с. Ксению к воротам, через которые мы могли разговаривать. Она рассказала, что ут-ром к ним привели палестинского врача, потому что ночью солдаты устроили костер перед их дверью, что-бы греться, и дым заполнял все их помещение, так что у с. Ксении сделался приступ астмы. Но до сих пор сестер не пускают в помещение, где умывальник, так что они могут лишь чистить зубы у крана на дворе на глазах у солдат. Организаторы акции в рясах, включая "начальника архимандрита Феодосия", который сво-бодно входит и выходит, заняли оба больших здания, где находятся санузлы.
Американский вице-консул добился от палестинских военных властей обещания, что мне дадут говорить с обеими сестрами, но вчера солдаты опять не пустили с. Марию, извиняясь темнотой, то есть тем, что они при темноте не могут гарантировать их безопасность от консульских и патриархийных агентов.
Вчера перед воротами иеромонах Илья в присутствии игумении Моисеи и 25 монахинь служил молебен у тех ворот, где решетка, так что сс. Мари и Ксения стояли с одной стороны ворот, а все остальные с другой.
Но сегодня утром нам сообщили, что ночью была забита досками решетка на воротах, так что мы уже не сможем видеть сестер. Создается концлагерь. Таково это церковное начинание. Как грустно за русский на-род, столько пострадавший от сталинского режима! Ведь эти господа в рясах претендуют на то, что именно они представители России и ее Церкви, а при этом навязывают всему миру свою "советскость".
Я сегодня обратился к американскому вице-консулу, чтобы он снова потребовал от палестинского командира полковника Раджуба, чтобы мне дали доступ к сестрам. Также я обратился в Международный Красный Крест, чтобы они проверили физическое состояние сестер.
Берлинский и Германский
Наблюдающий за делами Русской Духовной Миссии
в Св. Земле Иерусалим, 21 января 2000
+МАРК, Архиепископ

ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ НА ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЕ "РАДОНЕЖ" (WWW.RADONEZH.ORTHODOXY.RU)

Владислав. Январь 22. 2000
Все же не совсем понятно, почему у американских гражданок якобы больше прав на русскую собственность в Святой Земле, и почему поведение Московской Патриархии квалифицируется как сергианское подчинение властям, тогда как РПЦЗ, взывающая за подмогой к Клинтону и Олбрайт, по-прежнему видит себя непорочной агницой и правопреемницей дореволюционной Российской Православной Церкви?
Алексей. Январь 23. 2000
Как раз это-то вполне понятно - это типичное дл раскольничьей психологии восприятие себя как принципиально "чистых". Весь понятийный ряд заявления архиепископа Марка и других текстов РПЦЗ об этой психологии свидетельствует: "Бела Церковь - Красная Церковь", "сергианство" и "ecclesiastical Bolshevism" - а с другой стороны, "Dear Madame Secretary, we... request your intervention in this calamity" (в прошлый раз, в Косово, dear madame очень хорошо в calamity вмешалась и восстановила статус кво). Что же касается самого инцидента, то пока мы имеем о нем информацию только из сообщений израильской и аме-риканской прессы, не вызывающих большого доверия. Например, непонятно, откуда взялись американские гражданки-монахини? Вроде бы их из обители не выдворяли и они приехали на место и вошли в часовню позже, когда часовня и участок уже были переданы РПЦ. После чего "сестра" Стефанопулос легла на пол ("в знак протеста"), и палестинская полиция ее не трогала, чтобы не связываться с правозащитницей.
Или как дело-то было? Из заявления архиепископа Марка много информации не почерпнешь, к тому же он считает возможным пересказывать басни ("консульские работники даже прямо угрожали монахиням убийством"), что тоже не способствует установлению доверия. Как и крайнее лицемерие: "в том случае, если Российская Федерация или Московская Патриархия имели бы какое-то право на владение данным имуществом, им следовало бы обратиться к нам" - это притом, что только что какой-то "Father Smelic" (в "Jerusalem post") "said Alexei's property documents must have been fabrications". Да и Патриарха, помнится, в свое время даже на порог не пустили - как же к вам и обратиться? Все это, а также употребление оскорбле-ний в адрес православных клириков ("патриархийные агенты", "господа в рясах" - а инокиня тогда кто - "агент госдепа", "правозащитница в рясе"?) дает основание предположить, что сообщение Никола Арте-мова может быть удалено с форума как яркий образчик "сектантской и раскольничьей пропаганды".


ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОВЦС МП
Во время паломнического визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Святую Землю 2-7 января 2000 года состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Главой Палестинской Национальной Администрации г-ном Ясиром Арафатом, во время которой палестинским руководством было заявлено о принятом решении возвратить Русской Православной Церкви Московского Пат-риархата по праву принадлежащий ей участок в Иерихоне.
Этот участок земли, приобретенный в 1874 году архимандритом Антонином (Капустиным) для Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, в течение многих лет незаконно удерживался "Русской Православной Церковью Заграницей" (РПЦЗ).
Данное решение г-на Ясира Арафата свидетельствует о признании Палестинской Национальной Администрацией единственной законной правопреемницей дореволюционной Русской Православной Церкви Русскую Православную Церковь Московского Патриархата и о деятельном стремлении восстановить на территории Палестинской Автономии историческую справедливость в отношении русской церковной собствен-ности.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил Главе Палестинской Национальной Администрации г-ну Ясиру Арафату благодарственное письмо, в котором подчеркнул, что обретение Русской Православной Церковью по праву принадлежащей ей собственности в земле Палестины с радостью и глубокой благодарностью воспринято православным верующим народом России.

СЛУЖБА КОММУНИКАЦИИ ОТДЕЛА
ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ
МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА


РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ С ОТВЕТСТВЕННЫМ СОТРУДНИКОМ ОВЦС МП

Как вы можете прокомментировать сообщения о событиях в Иерихоне ?
- Нельзя говорить о захвате. Русская Церковь ни у кого ничего не захватывала. Речь идет о решении пале-стинских властей о передаче участка исконному владельцу - Русской Церкви. Вот и все. А исторически дей-ствительно сложилась юридическая несправедливость, когда этот участок находился в руках людей, не имеющих отношения к России и к Русской Церкви, там были монахи - американские граждане.
Действительно, во всех обращениях - и отдельных членов РПЦЗ, и в официальных документах Синода - акцентируется внимание американских властей на том, что задеты интересы американских граждан.
Но эта собственность не имеет никакого отношени к Америке, это собственность России, собственность Русской Церкви. Она была приобретена архимандритом Антонином Капустиным, начальником Русской духовной Миссии, на деньги россиян.
Естественно, этот участок по праву принадлежит русскому православному народу, нашей Русской Церк-ви. Не эмиграции, ушедшей в раскол.
Это не монастырь, это участок с часовней и домом для паломников, который не использовался по пря-мому назначению, когда был в руках Зарубежной Церкви.
Особых святынь там нет. Вопрос тут только юридический. Много лет были у нас переговоры и с израиль-скими властями, а в последнее время - с палестинскими - о содействии восстановлению юридической спра-ведливости. Палестинские власти заявили жильцам, которые находились на этом участке, о том, что этот участок переходит Русской духовной миссии Московского Патриархата, и все его покинули. Вопрос об от-селении людей, проживавших на этом участке, не решался нашей церковной стороной. Этим занимались представители палестинских властей. Никакого насилия не было. Две монахини, которые пожелали остать-ся, там и остались. Такой прецедент был в Иерихоне: один участок, который принадлежал ранее Импера-торскому палестинскому обществу, был передан Российскому государству при участии российского консу-ла. Второй участок был возвращен в Хевроне. Так что это уже третий участок, который возвращают нам палестинские власти.
- Было ли это прямым следствием Рождественского паломничества Патриарха в Святую Землю?
- Я думаю, что визит Святейшего Патриарха в Вифлеем, конечно, сыграл в этом деле определенную роль. Арафат встречался со Святейшим. Но ведь он встречался помимо Патриарха и с другими главами госу-дарств и главами Церквей. Так что, я думаю, это не результат одной встречи.
- Стоит ли на повестке дня возвращение Русской духовной миссии и других территорий: например, монастыря св. Марии Магдалины или Вознесенского монастыря?
- Я не могу сказать что-то конкретно о передаче новых территорий, потому что у них другой статус. Они находятся на территории государства Израиль. Но мы всегда заявляли о том, что эти участки также были приобретены на средства российского православного народа и по праву должны принадлежать Русской Церкви или Российскому государству. Документы оформлены на Русскую Духовную Миссию, но существу-ет еще до конца не решенная проблема, состоящая в том, что часть участков на израильской территории принадлежит Зарубежной Церкви на том основании, что она создала структуру, которая называется так же - "Русская Духовная Миссия". В связи с этим имеются сложности с израильскими властями. Палестинские власти решают эту проблему проще.




Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев